Содержание страницы
- 1. Проблематика обычных тиристоров: почему их сложно выключить?
- 2. Конструктивные особенности запираемых тиристоров (GTO)
- 3. Коэффициент запирания и математическая модель
- 4. Переходный процесс выключения: Три этапа
- 5. Сравнение GTO с другими силовыми ключами
- 6. Преимущества и недостатки
- 7. Интересные факты о GTO тиристорах
- 8. FAQ: Часто задаваемые вопросы
- Заключение
1. Проблематика обычных тиристоров: почему их сложно выключить?
Чтобы понять уникальность GTO, необходимо разобраться в физике процесса «невыключаемости» обычных \( p-n-p-n \) структур. В стандартном тиристоре процесс включения запускает механизм внутренней положительной обратной связи.
Представим тиристор как два соединенных биполярных транзистора: \( n-p-n \) и \( p-n-p \). Когда тиристор открыт, оба транзистора находятся в состоянии насыщения, поддерживая друг друга токами базы.
Метод выключения отрицательным током в цепи управления для обычных структур теоретически возможен, но на практике эффективен только при ничтожно малых токах нагрузки. Это работает лишь тогда, когда сумма коэффициентов передачи тока составных транзисторов \( \alpha_{npn} + \alpha_{pnp} \) лишь незначительно превышает единицу.
При увеличении анодного тока в обычной структуре резко возрастает и запирающий ток, необходимый для выключения. Здесь вступает в силу физическое ограничение:
- Базовый \( p \)-слой имеет конечное продольное сопротивление.
- При подаче отрицательного тока управления часть катодного перехода смещается в обратном направлении.
- Из-за сопротивления базы потенциал распределяется неравномерно. Ток «стягивается» в центр эмиттера (катода).
В результате образовавшийся участок пробоя начинает шунтировать остальную часть катодного перехода. Для отрицательного тока управления появляется «легкий» обходной путь, и он перестает воздействовать на остальную структуру. Процесс запирания тиристора по управляющему электроду срывается, и прибор остается открытым (или выходит из строя из-за локального перегрева).
2. Конструктивные особенности запираемых тиристоров (GTO)
Инженеры нашли выход из противоречия. Для обеспечения высокого значения максимально допустимого запирающего тока необходимо выполнить два условия:
- Увеличить напряжение лавинного пробоя катодного перехода.
- Одновременно уменьшить продольное сопротивление базового \( p \)-слоя.
Эти требования взаимно противоречивы с точки зрения классической технологии легирования. Компромиссным, но гениальным решением стало снижение продольного сопротивления \( p \)-слоя за счет геометрического уменьшения размера эмиттерной полоски катода. Катод GTO тиристора не сплошной, а состоит из сотен и тысяч мелких ячеек (эмиттерных пальцев), окруженных единой сеткой управляющего электрода.
Типы структур GTO
Известны две основные фундаментальные структуры запираемых тиристоров (см. Рис. 1):
- Симметричные (с обратной блокирующей способностью): Способны выдерживать высокое обратное напряжение, аналогичное прямому. Применяются в схемах с обратным напряжением (например, в тиристорных регуляторах тока).
- Асимметричные (без обратной блокирующей способности): Наиболее распространены в инверторах. В такой структуре (см. Рис. 1, справа) анодный эмиттерный переход зашунтирован (Anode Short).

На схеме представлены слои полупроводника \( p-n-p-n \).
Слева: Симметричная структура.
Справа: Асимметричная структура, где анодный эмиттер (слой \( p+ \)) имеет технологические шунты (выходы слоя \( n \)-базы непосредственно к анодному контакту), что лишает прибор обратной блокирующей способности.
Обозначения: А — Анод, К — Катод, УЭ — Управляющий Электрод.
В структуре без обратной блокирующей способности (анодно-шунтированной) слой \( n \)-базы выходит на поверхность анода через шунты. Это позволяет значительно уменьшить время выключения и потери в «хвосте» тока, но делает прибор неспособным блокировать обратное напряжение выше 20–30 вольт.
3. Коэффициент запирания и математическая модель
Вольт-амперная характеристика запираемого тиристора в прямом направлении имеет тот же вид, что и для классической \( p-n-p-n \)-структуры. Ключевым параметром эффективности управления является коэффициент усиления при выключении (или коэффициент запирания), обозначаемый как \( G \) (иногда \( B_{off} \)).
Он определяется отношением анодного тока \( I_A \), который необходимо выключить, к амплитуде отрицательного тока управления \( I_{G(off)} \):
Где:
- \( I_A \) — анодный ток.
- \( I_{y1} \) (или \( I_{G(off)} \)) — запирающий ток управления.
- \( \alpha_{npn} \) — коэффициент передачи тока \( n-p-n \) транзистора (катодная часть).
- \( \alpha_{pnp} \) — коэффициент передачи тока \( p-n-p \) транзистора (анодная часть).
Коэффициент запирания является фундаментальным параметром структуры. Он позволяет инженеру рассчитать, какой мощностью должен обладать драйвер (блок управления). Например, если \( G = 5 \), то для выключения тока в 1000 А потребуется импульс тока управления в 200 А. Это очень большая величина по сравнению с MOSFET или IGBT.
4. Переходный процесс выключения: Три этапа
Процесс выключения GTO — это сложный электрофизический процесс, который не происходит мгновенно. Он делится на три четко выраженных этапа, показанных на временной диаграмме.

Показаны графики изменения тока анода \( i_A \), тока управления \( i_G \) и напряжения анод-катод \( u_{AK} \).
Видны этапы рассасывания \( t_s \), спада \( t_f \) и «хвоста» тока \( t_{tail} \).
Этап 1: Рассасывание заряда (Storage Phase)
На первом этапе, после подачи крутого фронта отрицательного тока управления, происходит принудительное извлечение носителей заряда из базовой области \( p \). Концентрация носителей в базах тиристора снижается. Внешне анодный ток почти не меняется, но внутри структуры область проводимости сжимается («squeezing») к центру эмиттерных ячеек. В конце этого этапа центральный переход структуры выходит из режима насыщения.
Этап 2: Регенеративный спад (Fall Phase)
На втором этапе оба составных транзистора переходят в активный (линейный) режим работы. Анодный ток тиристора под воздействием разрыва петли положительной обратной связи начинает лавинообразно (регенеративно) уменьшаться.
Поскольку отрицательный ток управления эффективно воздействует только на базовый \( p \)-слой (базу \( n-p-n \) транзистора), то первым снижается до нуля заряд именно в этой базе. Как только это происходит, \( n-p-n \) транзистор переходит в режим отсечки (закрывается). Действие положительной обратной связи полностью прекращается. Напряжение на аноде начинает резко нарастать.
Этап 3: Восстановление («Хвост» тока) (Tail Phase)
Это самый критичный этап для тепловых потерь. Даже после закрытия катодного транзистора, в широкой \( n \)-базе (базе \( p-n-p \) транзистора) остается значительный заряд неосновных носителей.
Происходит рассасывание заряда в базовом слое \( p-n-p \)-транзистора в режиме так называемой «оборванной» базы. Ток базы \( p-n-p \) транзистора равен нулю, и заряд исчезает исключительно за счет процесса рекомбинации. Остаточный анодный ток (ток хвоста) медленно уменьшается с постоянной времени, фактически равной времени жизни носителей заряда в \( n \)-базе.
5. Сравнение GTO с другими силовыми ключами
Чтобы понять место GTO в современной электронике, сравним его с классическим тиристором (SCR) и современным IGBT транзистором.
| Параметр | Обычный тиристор (SCR) | Запираемый тиристор (GTO) | IGBT транзистор |
|---|---|---|---|
| Управление выключением | Невозможно по затвору (только коммутация анода) | Полное, импульсом тока отрицательной полярности | Полное, изменением напряжения на затворе |
| Энергия управления | Очень низкая | Очень высокая (нужны мощные токовые драйверы) | Низкая (управление полем) |
| Рабочие частоты | До 500 Гц | До 1-2 кГц | До 20-50 кГц |
| Допустимые напряжения | До 8-12 кВ | До 6-8 кВ | До 4.5-6.5 кВ |
| Сложность драйвера | Простая | Очень сложная | Средняя |
6. Преимущества и недостатки
Объективная оценка технологии позволяет правильно выбрать компонент для задачи.
Преимущества:
- Высочайшая нагрузочная способность: GTO остаются лидерами по способности коммутировать токи в тысячи ампер при напряжениях в несколько киловольт.
- Устойчивость к перегрузкам: Лучше переносят кратковременные импульсные перегрузки по току, чем IGBT.
- Низкое падение напряжения: В открытом состоянии падение напряжения меньше, чем у высоковольтных IGBT, что повышает КПД преобразователя.
Недостатки:
- Низкий коэффициент запирания: Необходимость в громоздких блоках управления, способных выдавать сотни ампер обратного тока.
- Сложные цепи формирования траектории (Snubbers): GTO требуют обязательного использования RCD-цепей для ограничения скорости нарастания напряжения (\( dV/dt \)) и тока (\( dI/dt \)), иначе прибор сгорит при переключении.
- Низкое быстродействие: Длительный «хвост» тока ограничивает частоту работы.
7. Интересные факты о GTO тиристорах
- Эволюция: Прямым наследником GTO является IGCT (Integrated Gate-Commutated Thyristor), в котором драйвер управления встроен прямо в корпус прибора, что позволяет выключать его еще быстрее.
- Гигаватты мощности: GTO тиристоры использовались в первых масштабных проектах линий электропередач постоянного тока (HVDC) до появления мощных IGBT.
- Звук поездов: Характерный «гул» или «пение» старых электровозов и поездов метро (например, ранних серий с асинхронным приводом) часто вызван работой инверторов на GTO тиристорах на звуковых частотах модуляции (около 400-800 Гц).
- Золото в кремнии: Для уменьшения времени жизни носителей заряда и сокращения «хвоста» тока при производстве GTO в кремний часто диффундируют атомы золота или облучают его электронами.
- Размеры: Кристалл мощного GTO тиристора может достигать диаметра 100-150 мм, представляя собой цельную кремниевую пластину.
- Давление: Для обеспечения контакта и отвода тепла GTO тиристоры не паяют, а зажимают в «таблеточные» корпуса с усилием в несколько тонн.
- Защита: Стоимость одного мощного GTO тиристора может достигать нескольких тысяч долларов, а стоимость предохранителя для его защиты — сотен долларов.
8. FAQ: Часто задаваемые вопросы
Главная причина — простота управления. IGBT управляется напряжением (полем), потребляя ничтожный ток, тогда как GTO требует огромных токов для выключения. Это упрощает схемотехнику драйверов и уменьшает габариты преобразователя.
Практически нет. GTO критически чувствительны к скорости нарастания напряжения \( dV/dt \) в момент выключения. Без демпфирующего конденсатора (снаббера) резкий скачок напряжения при наличии «хвоста» тока приведет к мгновенному тепловому пробою.
Это режим переключения, при котором ток и напряжение на ключе присутствуют одновременно в значительных величинах. GTO работают именно в таком режиме, поэтому требуют тщательного контроля траектории переключения.
Обычным мультиметром можно проверить только отсутствие короткого замыкания (пробоя) между анодом и катодом. Проверить управляемость (особенно запирание) тестером невозможно, так как для этого требуются токи в десятки ампер.
Их доля падает, но они все еще работают в старом подвижном составе ЖД транспорта, в промышленных приводах мегаваттного класса и в некоторых старых системах энергетики. В новых разработках их заменяют на IGCT или высоковольтные IGBT.
