Таблица 1. Дефектация деталей электродвигателей
Износы и повреждения деталей, указания по выбраковке | Способы обнаружения износов и повреждений | Способ ремонта |
Обмотки статора и ротора | ||
1. Незначительные повреждения изоляционного покрытия лобовых частей обмотки статора или фазного ротора. Обмотка статора выбраковывается и электродвигатель подлежит капитальному ремонту при наличии: значительных механических повреждений изоляции лобовых частей обмотки; почернения и обугливания обмотки или отдельных ее частей. | Осмотр | Нанесение лака на поврежденные участки |
2. Обрыв или ослабление бандажей лобовых частей обмотки. | Осмотр | Замена бандажей |
3. Механические повреждения отдельных участков изоляции выводных проводов обмотки статора. | Осмотр | Изолирование мест повреждений |
4. Трещины или повреждения изоляции по всей длине выводных проводов обмотки статора. | Осмотр | Замена выводного провода |
5. Увлажнение изоляции обмотки статора или фазного ротора. Сушке подлежат обмотки статора и фазного ротора, имеющие сопротивление изоляции менее 0,5 МОм при 293°К (20°С). Обмотки статора или фазного ротора подлежат замене при капитальном ремонте электродвигателя, если после сушки сопротивление изоляции составляет менее 0,5 МОм при 293°К (20°С). | Измерение сопротивления изоляции | Сушка изоляции обмоток, пропитка, сушка после пропитки |
6. Ослабление пазовых клиньев в пазах. Клинья выбраковываются, если при постукивании по ним молоточком в продольном направлении через наставку наблюдается их перемещение или при легких ударах по клиньям в радиальном направлении — вибрация. | Осмотр, проверка крепления пазовых клиньев | Замена клиньев |
7. Нарушение пайки проволочных бандажей лобовых частей обмотки фазного ротора. | Осмотр | Пайка бандажей |
Активная сталь статора и ротора | ||
8. Коррозия, следы задевания ротора за активную сталь статора. | Осмотр | Зачистка и нанесение лака |
9. Вмятины на поверхности пакета активной стали статора или ротора. | Осмотр | Зачистка и нанесение лака |
Станина статора | ||
10. Излом лап. | Осмотр | Капитальный ремонт |
11. Трещины на корпусе. | Осмотр | Капитальный ремонт |
12. Забоины на резьбе в отверстиях под болты и винты. | Осмотр | Калибровка резьбы метчиком |
13. Износ или срыв резьбы в отверстиях под болты крепления подшипниковых щитов, кожуха вентилятора и коробки выводов. | Осмотр, проверка резьбы новым болтом | Установка резьбовых вставок, перерезание резьбы на больший размер |
14. Забоины и заусенцы на посадочных местах под подшипниковые щиты. | Осмотр | Зачистка забоин и заусенцев |
Короткозамкнутый ротор | ||
15. Излом вентиляционных лопаток. | Осмотр | Капитальный ремонт |
16. Трещины на короткозамыкающих кольцах. | Осмотр | Капитальный ремонт |
17. Износ посадочного места под подшипники. Диаметр посадочных мест под подшипники измеряют в случае свободного перемещения внутреннего кольца подшипника относительно вала. Ротор подлежит капитальному ремонту, если диаметр посадочного места под подшипник меньше допустимого значения. | Измерение диаметра посадочного места микрометром | Капитальный ремонт |
Фазный ротор | ||
18. Износ поверхности контактных колец, наличие канавок. При износе контактных колец до диаметра, меньше допустимого, ротор подлежит капитальному ремонту. | Осмотр, измерение диаметра контактного кольца штангенциркулем | Протачивание и шлифовка колец |
19. Шероховатости, пятна от подгорания, мелкие царапины на поверхности контактных колец. | Осмотр | Шлифование поверхности колец |
20. Биение колец (определяется до разборки электродвигателя). Биение колец не должно превышать 0,3 мм. | Измерение величины биения индикатором часового типа | Протачивание на токарном станке в центрах и шлифование колец |
21. Повреждение изоляции контактных шпилек (электродвигатели типа АК). Изоляция шпильки подлежит замене, если сопротивление изоляции менее 4 МОм при температуре 288°К (15°С) и при наличии следов механического повреждения изоляции. | Измерение сопротивления изоляции мегомметром на 500 В | Замена изоляции шпильки |
22. Перекрытие изоляции между контактными кольцами дугой. | Осмотр | Зачистка поврежденного участка и нанесение на него слоя лака |
Подшипники | ||
23. Трещины или повреждения, коррозия на телах качения, беговых дорожках, сепараторах подшипников. Подшипники выбраковывают при наличии на кольцах, шариках и роликах трещин и выкрашивания металла; при наличии на беговых дорожках цветов побежалости, выбоин и лунок; при наличии на беговых дорожках, шариках или роликах коррозии, отслоений металла, глубоких рисок; при наличии на сепараторе трещин, забоин и вмятин, отсутствии или ослаблении заклепок. Исправный подшипник должен вращаться легко, без заметного притормаживания и заедания. При вращении должен слышаться глухой шипящий звук. Наличие резкого металлического дребезжания при вращении подшипника не допускается. Перед проверкой на вращение подшипники промывают в бензине с добавкой 10% автола или дизельного масла. | Осмотр | Замена подшипников |
24. Износ подшипников. Подшипники подлежат замене, если их радиальный зазор превышает допустимый при текущем ремонте. | Измерение радиального зазора подшипников | Замена подшипников |
Щеточный механизм | ||
25. Излом пружины щеткодержателя. | Осмотр | Замена пружины |
26. Ослабление нажатия пружины щеткодержателей. Пружины подлежат замене, если их нажатие на щетки меньше допустимого значения. | Осмотр, измерение натяжения пружины динамометром | Замена пружины |
27. Пробой или механическое повреждение изоляции пальца щеткодержателя. Следы пробоя или механического повреждения на изоляции пальца не допускаются. | Осмотр | Замена изоляции |
28. Срыв резьбы на пальце щеткодержателя. Срыв более одной нитки резьбы не допускается. | Осмотр | Нарезание резьбы |
29. Трещины, сколы или излом пальца щеткодержателя. | Осмотр | Замена пальца |
30. Износ или обгорание внутренней поверхности щеткодержателя. | Осмотр | Замена щеткодержателя |
31. Наплывы металла на обойме щеткодержателя. | Осмотр | Зачистка поверхности |
32. Сколы и трещины на рабочей поверхности щетки. | Осмотр | Замена щетки |
33. Износ щетки по высоте. Высота щеток должна быть не менее допустимого значения. | Измерение высоты щетки штангенциркулем | Замена щетки |
34. Износ боковых поверхностей щетки. Зазор между щеткой и обоймой должен быть в пределах от 0,2 до 0,5 мм в направлении оси электродвигателя и в пределах от 0,06 до 0,3 мм в направлении вращения ротора. | Измерение зазора между щеткой и обоймой щупами | Замена щетки |
35. Оплавление или излом наконечника токопроводящего проводника щетки. | Осмотр | Замена наконечника |
Подшипниковые щиты и крышки подшипников | ||
36. Сколы и трещины на щите. | Осмотр | Капитальный ремонт |
37. Забоины на посадочных местах под корпус статора. | Осмотр | Зачистка |
38. Повреждение уплотнительных колец (электродвигатели 4А 71, 90, 100 и АО2-СХ). | Осмотр | Замена колец |
39. Повреждение или износ манжетных уплотнений вала (электродвигатели АО2-СХ). | Осмотр | Замена уплотнений |
Коробка выводов | ||
40. Трещины на поверхности коробки или крышки. | Осмотр | Замена коробки или крышки |
41. Обгорание контактных болтов клеммной колодки. | Осмотр | Замена болтов |
42. Обгорание поверхности клеммной колодки. Допускается обгорание не более 10% поверхности клеммной колодки. | Осмотр | Замена колодки |
Кожух вентилятора и контактных колец | ||
43. Вмятины на кожухе вентилятора или контактных колец. | Осмотр | Рихтовка |
44. Трещины и разрывы на кожухе. | Осмотр | Заварка |
Окраска электродвигателя | ||
45. Повреждение окраски поверхности электродвигателя. | Осмотр | Окраска электродвигателя |
Таблица 2. Номинальные и допустимые значения диаметров посадочных мест под подшипники на валах электродвигателей
Тип электродвигателя | Частота вращения, об/мин | Диаметр посадочного места под подшипники, мм | |
номинальный | допустимый | ||
4АА56 | Все частоты вращения | 12 ±0,006 | 11,99 |
4АА63 | 15 ±0,006 | 14,99 | |
4А71 | 20 +0,017/ +0,002 | 19,99 | |
4А80, 4А90 | 25 +0,017/ +0,002 | 24,99 | |
4А100 | 30 +0,017/ +0,002 | 29,99 | |
4А112 | 3000 | 35 +0,020/ +0,003 | 34,98 |
1500 | 34,99 | ||
1000 | |||
750 | |||
4А132 | 3000 | 45 +0,020/ +0,003 | 44,98 |
1500 | 44,99 | ||
1000 | |||
750 | |||
4А160 | 3000 | 50 +0,020/ +0,003 | 49,98 |
1500 | 49,99 | ||
1000 | |||
750 | |||
4А180 | 3000 | 60 +0,023/ +0,003 | 59,98 |
1500 | 59,99 | ||
1000 | |||
750 | |||
4А200 | 3000 | 65 + 0,023/ + 0,003 | 64,98 |
1500 | |||
1000 | 64,99 | ||
750 | |||
4А225 | 3000 | 70 + 0,023/ + 0,003 | 69,98 |
1500 | |||
1000 | 69,99 | ||
750 | |||
4А250, 4А280 | Все частоты вращения | 85 +0,026/ +0,003 | 84,98 |
4А315, 4АН315 | 95 +0,026/ +0,003 | 94,98 | |
4А355, 4АН355 | 110 +0,026/ +0,003 | 109,98 | |
Электродвигатели А2, АО2 и АОЛ2 | |||
1 габарит | Все частоты вращения | 20 +0,017/ +0,002 | 19,99 |
2 габарит | 25 +0,017/ +0,002 | 24,99 | |
3 габарит | 30 +0,017/ +0,002 | 29,99 | |
4 габарит | 3000 | 40 +0,020/ +0,003 | 39,98 |
1500 | 39,99 | ||
1000 | |||
5 габарит | 3000 | 45 +0,020/ +0,003 | 44,98 |
1500 | |||
1000 | 44,99 | ||
750 | |||
6 габарит | Все частоты вращения | 45 +0,020/ +0,003 | 44,98 |
7 габарит | 3000 | 55 +0,023/ +0,003 | 54,97 |
1500 | 54,98 | ||
1000 | |||
750 | |||
8 габарит | 3000 | 70 +0,023/ +0,003 | 69,97 |
1500 | 69,98 | ||
1000 | |||
750 | |||
9 габарит | 3000 | 85 +0,026/ +0,003 | 84,97 |
1500 | |||
1000 | 84,98 | ||
750 | |||
Электродвигатели серии АК | |||
3 габарит | Все частоты вращения | 20 +0,017/ +0,002 | 19,99 |
4 габарит | 3000 | 30 +0,017/ +0,002 | 29,98 |
1500 | |||
1000 | |||
5 габарит | Все частоты вращения | 40 +0,020/ +0,003 | 39,98 |
6 габарит | 50 +0,020/ +0,003 | 49,98 | |
7 габарит | 60 +0,020/ +0,003 | 59,98 | |
8 габарит | 3000 | 70 + 0,023/ + 0,003 | 69,97 |
1500 | 69,98 | ||
1000 | |||
7500 | |||
9 габарит | 3000 | 85 +0,023/ +0,003 | 84,97 |
1000 | 84,98 | ||
750 |
Таблица 3. Номинальные и допустимые значения диаметра контактных колец
Тип электродвигателя | Диаметр контактного кольца, мм | |
номинальный | допустимый | |
АК, габарит 5 | 73 | 68,0 |
АОК2, габарит4и5 | ||
АК, АОК2, габарит 6 | 80 | 75,0 |
АК, габарит 7 | 120 | 110,80 |
АК, габарит 8 | 122 | 112,80 |
АОК2, габарит7и8 | 84 | 74,0 |
Таблица 4. Номинальные, допустимые при текущем ремонте и предельные значения радиального зазора подшипников электродвигателей
Номер подшипника | Тип электродвигателя | Частота вращения, об/мин | Радиальный зазор, мм | ||
номинальный | допустимый | предельный | |||
6-180501 | 4АА56 | Все частоты вращения | 0,003—0,018 | 0,03 | 0,04 |
4АА63 | 3000 | 0,04 | 0,05 | ||
1500, 1000 | 0,03 | 0,04 | |||
6-180502 | 4А71 | 3000 | 0,003—0,018 | 0,07 | 0,08 |
1500—750 | 0,03 | 0,04 | |||
6-180604 | 4А80, 4А90 | 3000 | 0,005—0,020 | 0,07 | 0,08 |
6-180-605 | 4А80, 4А90 | 1500—750 | 0,005—0,020 | 0,03 | 0,04 |
6-180606 | 4А100 | 3000 | 0,005—0,020 | 0,07 | 0,08 |
1500—750 | 0,04 | 0,05 | |||
6-180607 | 4А112 | 3000 | 0,006—0,023 | 0,09 | 0,10 |
1500—750 | 0,04 | 0,05 | |||
6-180609 | 4А132 | 3000 | 0,006—0,023 | 0,09 | 0,10 |
1500—750 | 0,07 | 0,08 | |||
6-310 | 4А160 | 3000 | 0,006—0,023 | 0,09 | 0,10 |
1500—750 | 0,07 | 0,08 | |||
6-312 | 4А180 | 3000 | 0,008—0,028 | 0,10 | 0,11 |
1500—750 | 0,08 | 0,09 | |||
6-313 | 4А200 | 3000 | 0,008—0,028 | 0,10 | 0,11 |
1500—750 | 0,08 | 0,09 | |||
6-314 | 4А225 | 3000 | 0,008—0,028 | 0,12 | 0,13 |
1500—750 | 0,10 | 0,11 | |||
6-317 | 4А250 | 3000 | 0,012—0,036 | 0,12 | 0,13 |
4А280 | 1500—750 | 0,10 | 0,11 | ||
70-319 | 4А315, 4АН315 | Все частоты вращения | 0,012—0,036 | 0,14 | 0,15 |
70-322 | 4А355, 4АН355 | 0,012—0,036 | 0,14 | 0,15 | |
6-2310 | 4А160 | 3000 | 0,020—0,055 | 0,09 | 0,10 |
1500—750 | 0,07 | 0,08 | |||
6-2312 | 4А180 | 3000 | 0,025—0,065 | 0,10 | 0,11 |
1500—750 | 0,08 | 0,09 | |||
6-2313 | 4А200 | 3000 | 0,025—0,065 | 0,10 | 0,11 |
1500—750 | 0,08 | 0,09 | |||
6-2314 | 4А225 | 3000 | 0,025—0,065 | 0,12 | 0,13 |
1500—750 | 0,10 | 0,11 | |||
6-2317 | 4А250 | 3000 | 0,030—0,070 | 0,12 | 0,13 |
4А280 | 1500—750 | 0,10 | 0,11 | ||
0-2319 | 4А315 | Все частоты вращения | 0,035—0,080 | 0,14 | 0,15 |
0-2322 | 4А355 | 0,035—0,080 | 0,14 | 0,15 | |
308 | АК, 5 габарит | 0,006—0,023 | 0,06 | 0,07 | |
АК, 6 габарит | 3000 | 0,08 | 0,09 | ||
310 | АК, 6 габарит | 1500, 1000, 750 | 0,006—0,023 | 0,06 | 0,07 |
АК, 7 габарит | 3000 | 0,09 | 0,10 | ||
312 | АК, 7 габарит | 1500, 1000, 750 | 0,008—0,028 | 0,09 | 0,10 |
АК, 8 габарит | 3000 | 0,10 | 0,12 | ||
314 | АК, А2, АО2, 8 габарит | 3000 | 0,010—0,030 | 0,10 | 0,12 |
1500, 1000, 750 | 0,12 | 0,15 | |||
317 | АК, А2, АО2, 9 габарит | Все частоты вращения | 0,012—0,036 | 0,12 | 0,15 |
60304 | АОЛ2, 1 габарит | 0,005—0,020 | 0,06 | 0,07 | |
60305 | АОЛ2, 2 габарит | 0,005—0,020 | 0,06 | 0,07 | |
60306 | АО2, АОЛ2, 3 габарит | 0,005—0,020 | 0,06 | 0,07 | |
60308 | АО2, АОК2, 4 габарит | 0,006—0,023 | 0,06 | 0,07 | |
60309 | АО2, АОК2, 5 габарит | 0,006—0,023 | 0,06 | 0,07 | |
309 | АО2, АОК2, 6 габарит | 3000, 1500 | 0,006—0,023 | 0,08 | 0,09 |
1000, 750 | 0,06 | 0,07 | |||
311 | АО2, АОК2, 7 габарит | Все частоты вращения | 0,008—0,028 | 0,09 | 0,10 |
2312 | АК, 7 габарит | 1500, 1000, 750 | 0,025—0,065 | 0,09 | 0,10 |
2309К | А2, АО2, АОК2, 6 габарит | 1500, 1000, 750 | 0,020—0,055 | 0,08 | 0,09 |
2311К | А2, АО2, АОК2, 7 габарит | 1500, 1000, 750 | 0,025—0,065 | 0,09 | 0,10 |
2314К | А2, АО2, АОК2, 8 габарит | 1500, 1000, 750 | 0,030—0,070 | 0,10 | 0,12 |
2317 | А2, АО2, АОК2, 9 габарит | 1500, 1000, 750 | 0,035—0,080 | 0,12 | 0,15 |
Для определения радиального зазора подшипников без съема с вала разработано приспособление КИ-6178. С помощью этого приспособления можно контролировать состояние подшипников электродвигателей с короткозамкнутыми и фазными роторами.
Приспособление (рис. 1) состоит из основания 2, вертикальной стойки 3, ползуна 4 с зажимом фиксации горизонтальной стойки 5, индикатора часового типа 6 и устройства для крепления приспособления на валах электродвигателей с фазным ротором, состоящим из призмы 7, регулируемого зажима 8 и винта крепления 9.
Для измерения зазора индикатор устанавливают таким образом, чтобы его ножка упиралась в наружное кольцо подшипника и была перпендикулярна к его образующей. Подшипник перемещают в направлении оси индикатора вверх и вниз до упора. Разность показаний индикатора при нижнем и верхнем положении наружного кольца подшипника соответствует зазору в подшипнике.
Подлежащие замене подшипники снимают с вала, с помощью специальных съемников. Наиболее удобен универсальный съемник со сменной вставкой. На рис. 2 показаны конструкции съемников для съема подшипников с валов электродвигателей.
Рис. 1. Приспособление для измерения радиального зазора в подшипниках электрических машин без съема с вала: а — конструкция приспособления: 1 — захват; 2 — основание; 3 — вертикальная стойка; 4 — ползун; 5 — горизонтальная стойка; 6 — индикатор; 7 — призма; 8 — регулируемый зажим; 9 — винт крепления; б — крепление приспособления на роторе короткозамкнутого электродвигателя: 1 — ротор; 2 — ползун; 3 — стойка индикатора; 4 — контролируемый подшипник
После съема подшипника посадочное место на валу ротора протирают обтирочным материалом, смоченным в бензине, и микрометром измеряют диаметр вала в месте посадки подшипника. Если посадочное место не изношено, на вал напрессовывают новый подшипник.
Подшипник, предназначенный для установки на место выбракованного, промывают в бензине с добавкой 10% автола или дизельного масла до полного удаления консервационной смазки. Затем подшипник нагревают в масляной ванне до температуры 80°С.
Нагретый подшипник напрессовывают на вал легкими ударами молотка по цилиндрической наставке, упирающейся во внутреннюю обойму подшипника. После напрессовки проверяют легкость вращения наружного кольца подшипника. Кольцо должно вращаться без заметного торможения и заедания.
Рис. 2. Съемники для съема подшипников с вала электродвигателя: а — универсальный съемник со сменной вставкой: 1 — вставка; 2 — тяга; 3 — поперечина; 4 — ходовой винт с рукояткой; 5 — упорная планка; б — съемник с разъемным захватом; в — съем подшипника с вала универсальным съемником
Таблица 1.1. Допустимые величины зазора между внешней обоймой подшипника и посадочным местом под подшипник
Габарит электродвигателя | Допустимая величина зазора, мм |
А2, АО2, АК2, АОК2 | |
1, 2, 3 | 0,06 |
4, 5 | 0,09 |
6, 7 | 0,09 |
8, 9 | 0,10 |
АК | |
3, 4 | 0,06 |
5, 6 | 0,08 |
7, 8 | 0,09 |
9 | 0,10 |
При изломе, наличии трещин или ослаблении пружины щеткодержателей заменяют новыми. Порядок операций по замене пружин зависит от конструкции щеточного устройства. При замене пружин электродвигателей типа АК и АОК2 4-го и 5-го габаритов (рис. 3а) поднимают конец пружины, упирающейся в торец щетки, выводят его в сторону за щеткодержатель и опускают. Затем вынимают второй конец пружины из паза оси. Новую пружину устанавливают в обратном порядке.
У электродвигателей типа АК 6, 7, 8-го габаритов (рис. 3б) для замены пружины открывают курок щеткодержателя, вынимают щетку, опускают курок и снимают поврежденную пружину. Крючки новой пружины продевают в петли на корпусе и курке щеткодержателя, вставляют щетку в обойму и закрывают курок. Для съема пружины у электродвигателей АОК 6, 7, 8-го габаритов пинцетом извлекают крючок пружины из отверстия щеткодержателя и ослабляют
Рис. 3. Узел щеточного механизма электродвигателей с фазным ротором: а — электродвигатели АК и АОК2 4 и 5 габаритов: 1 — проводник; 2 — щетка; 3 — пружина; 4 — ось; 5 — щеткодержатель; б — электродвигатели АК 6, 7, 8 габаритов: 1 — ось; 2 — щетка; 3 — пружина; 4 — курок; 5 — щеткодержатель
пружину. Затем отводят щеткодержатель от контактного кольца и снимают второй конец пружины со шпильки. Новую пружину устанавливают в обратном порядке.
После установки динамометром измеряют натяжение пружины. Измерение натяжения пружин электродвигателей типа АК 6, 7 и 8-го габаритов показано на рис. 4.
При измерении натяжения под щетку подкладывают лист писчей или папиросной бумаги, за курки или пружины щеткодержателя (в зависимости от конструкции щеточного устройства) цепляют крюк динамометра таким образом, чтобы продольная ось динамометра совпадала с осью щетки или была ей параллельна, и, прилагая одновременно усилие к динамометру и бумаге отсчитывают показание
Рис. 4. Измерение величины нажатия щеток электродвигателей с фазным ротором: 1 — динамометр; 2 — пружина; 3 — щетка; 4 — контактное кольцо; 5 — бумажная полоска
на шкале динамометра в момент начала движения бумаги, натяжение пружины должно соответствовать данным таблицы 1.1.
Таблица 1.1. Номинальные и допустимые значения нажатия пружин щеткодержателей электродвигателей АК, АОК2
Габарит электродвигателя | Нажатие пружины | |||
номинальное | допустимое | |||
кгс | Н | кгс | Н | |
4 | 2,0—2,5 | 19,6—24,5 | 1,7 | 16,7 |
5 | 3,2—4,0 | 31,4—39,2 | 2,5 | 24,5 |
6 | 3,6—4,14 | 35,3—40,6 | 2,5 | 24,5 |
7, 8, 9 | 6,25—7,81 | 61,3—76,5 | 5,5 | 54 |
Если высота изношенной щетки меньше значений, указанных в табл. 2.1, щетку заменяют новой. Марки и размеры щеток, применяемых в асинхронных электродвигателях с фазным ротором, а также рекомендуемых для замены дефектных при отсутствии основных, приведены в табл. 2.3.
Таблица 2.2. Номинальные и допустимые при текущем ремонте значения высоты щеток электродвигателей АК и АОК2
Габарит электродвигателя | Высота щетки, мм | |
номинальная | допустимая | |
4, 5 | 25 ± 1 | 15 |
6 | 32±1 | 22 |
7, 8, 9 | 40 ± 1 | 30 |
Таблица 2.3. Данные по замене щеток асинхронных электродвигателей с фазным ротором
Габарит электродвигателя | Основные марки щеток | Марки щеток, рекомендуемые для замены при отсутствии основных | Размеры щеток, мм |
4 | МГ-4 | М6, Г3 | 8 x 12,5 x 25 |
5 | МГ-4 | М6, Г3 | 10 x 16 x 25 |
6 | МГ-2 | М6, Г3 | 10 x 20 x 32 |
7 | МГ-6 | М6, Г3 | 12,5 x 25 x 40 |
8, 9 | МГ-4 | М6, Г3 | 12,5 x 25 x 40 |
После установки проверяют легкость перемещения щетки в обойме и измеряют зазор между щеткой и щеткодержателем. Щетка должна свободно перемещаться в щеткодержателе. Щупами проверяют зазор между щеткой и обоймой: он не должен превышать 0,3 мм.
Новую щетку притирают к контактному кольцу, положив на поверхность кольца шлифовальную шкурку рабочей поверхностью в сторону щетки и обеспечив нормальное давление щетки на кольцо пружиной щеткодержателя.
Поворачивая вал электродвигателя на пол-оборота вперед и назад, притирают щетку до тех пор, пока она не будет прилегать к кольцу всей рабочей поверхностью.
После притирания щеток узел контактных колец и щеточное устройство продувают от графитовой пыли сжатым воздухом и прирабатывают щетки к поверхности контактных колец при работе электродвигателя вхолостую в течение 3—4 ч. Поверхность притертых щеток должна быть блестящей.
При износе или срыве резьбы в отверстиях под болты крепления подшипниковых щитов и в отверстиях под болты или винты крепления кожуха вентилятора рассверливают отверстие с поврежденной резьбой до диаметра, необходимого для нарезания резьбы ремонтного размера, в отверстии метчиком нарезают новую резьбу. При нарезании метчик смазывают маслом.
Диаметр сверла и размер метчика при нарезании резьбы определяют руководствуясь данными табл. 3.1.
Таблица 3.1. Данные по выбору сверл и метчиков
Поврежденная резьба | Диаметр сверла для рассверливания отверстия с поврежденной резьбой | Размер метчиков для нарезания новой резьбы |
M5 x 0,8 | 5,2 | M6 x 0,8 |
5,0 | M6 x 1,0 | |
M6 x 1,0 | 7,0 | M8 x 1,0 |
6,7 | M8 x 1,25 | |
M8 x 1,25 | 8,7 | M10 x 1,25 |
8,5 | M10 x 1,5 | |
M10 x 1,5 | 10,5 | M12 x 1,5 |
10,2 | M12 x 1,75 | |
M12 x 1,75 | 12,2 | M14 x 1,75 |
11,9 | M14 x 2,0 | |
M14 x 2,0 | 14,0 | M16 x 2,0 |
M16 x 2,0 | 16,2 | M18 x 2,0 |
15,4 | M18 x 2,5 | |
17,2 | M20 x 2,5 | |
M18 x 2,5 | 18,0 | M20 x 2,5 |
19,2 | M22 x 2,5 | |
M20 x 2,5 | 20,0 | M22 x 2,5 |
20,1 | M24 x 3,0 | |
M22 x 2,5 | 22,0 | M24 x 2,5 |
20,9 | M24 x 3,0 | |
23,9 | M27 x 3,0 |
При рассверливании отверстий в верхней части станины следят, чтобы металлические стружки не попадали на обмотку.
При рассверливании и нарезании резьбы ремонтного размера в отверстии под болт крепления подшипникового щита диаметр отверстия в ушке щита должен быть на 1 мм больше диаметра болта с ремонтной резьбой.
Техническое обслуживание электродвигателей |
Центровка валов электродвигателей и рабочих машин |
Передаточные устройства от электродвигателя к рабочей машине |