Молниезащита
Справочные данные
Статьи / Справочные данные / Техническое обслуживание электродвигателей
  19.10.18  |  

Техническое обслуживание электродвигателей

Таблица 1. Объем и технология технического обслуживания электродвигателей


Операция

Указания по выполнению операции

1. Внешний осмотр

Тщательно осмотреть электродвигатель.

2. Оценка технического состояния

Измерить сопротивление изоляции обмотки статора относительно корпуса.

У электродвигателей с фазным ротором измерить сопротивление изоляции обмотки ротора относительно вала. Измерить значения токов, потребляемых электродвигателем из сети, и убедиться в отсутствии периодических колебаний стрелки прибора, измеряющего силу тока. Проверить степень нагрева корпуса и подшипниковых щитов в зоне подшипников.

3. Очистка поверхности

Очистить поверхность электродвигателя стальной или щетинной щеткой.

У электродвигателей закрытого исполнения отвернуть болты или винты кожуха вентилятора. Снять кожух, очистить от пыли щетинной щеткой подшипниковый щит, кожух вентилятора и вентилятор. Обдуть поверхность электродвигателя сжатым воздухом. Удалить следы масла на поверхности электродвигателя обтирочным материалом, смоченным в керосине, и протереть очищенную поверхность насухо. У электродвигателей защищенного исполнения продуть обмотку статора сжатым воздухом.

Убедиться в отсутствии трещин в станине и в подшипниковых щитах.

4. Проверка крепления

Проверить затяжку болтов или гаек крепления электродвигателя к фундаменту или к рабочей машине. Проверить затяжку болтов или гаек крепления подшипниковых щитов.

У электродвигателей закрытого исполнения проверить затяжку болтового соединения крепления вентилятора. У электродвигателей серии 4А с высотой оси вращения 56, 63, 160 … 355 мм пошатыванием рукой проверить плотность посадки вентилятора на валу электродвигателя. Ослабленные болты, винты и гайки подтянуть. Болты и гайки с сорванной резьбой заменить. У электродвигателей закрытого исполнения установить кожух вентилятора и закрепить его болтами или винтами.

5. Проверка посадки шкива, полумуфты или звездочки на валу

Проверить техническое состояние шкива, звездочки, состояние резиновых втулок, пальцев муфты. Заменить изношенные или деформированные резиновые втулки. При наличии стопорного винта проверить его затяжку. Ослабленный стопорный винт подтянуть.

Приложить палец руки к месту соединения вала электродвигателя со ступицей шкива, полумуфты или звездочки и, легко ударяя деревянным молотком по шкиву, полумуфте или звездочке в осевом направлении, убедиться в перемещении шкива, полумуфты или звездочки относительно вала электродвигателя.

Шкив, полумуфта или звездочка должны быть плотно насажены на вал и не иметь осевых перемещений.

6. Проверка исправности заземления

Проверить состояние контакта заземления корпуса электродвигателя. Контакт со следами коррозии разобрать, зачистить контактные поверхности до металлического блеска, смазать техническим вазелином, собрать и затянуть. Проверить затяжку контакта заземления. Ослабленный контакт подтянуть. У электродвигателей, имеющих болт заземления в коробке выводов, отвернуть болты или винты крепления крышки коробки выводов, снять крышку и проверить состояние контакта заземления.

При установке электродвигателя на заземленной металлической конструкции осмотреть место сварки заземляющей шины с металлической конструкцией, предварительно простучав сварной шов молотком. Сварной шов не должен иметь трещин.

Если электродвигатель установлен на передвижных механизмах или на движущихся частях, проверить омметром состояние контакта заземления, а также целость заземляющей жилы кабеля.

7. Проверка изоляции выводных концов

Отвернуть болты или гайки крепления крышки коробки выводов электродвигателя и снять крышку. Продуть коробку выводов электродвигателя сжатым воздухом.

Убедиться в целости изоляционного покрытия выводных концов обмоток электродвигателя и проводов, подводящих питание. У электродвигателей, имеющих встроенные в обмотки терморезисторы температурной защиты, проверить состояние изоляции выводных концов, идущих от терморезисторов, и проводов, отходящих к управляющему устройству температурной защиты. При наличии отслоений, подгораний, обугливаний или механических повреждений изоляции изолировать поврежденные участки.

8. Проверка контактных соединений в коробке выводов

У электродвигателей, имеющих доску зажимов, проверить состояние доски и электрических контактов. Доску зажимов, имеющую сколы, трещины или обугленную поверхность, заменить. Окислившиеся, подгоревшие или потемневшие контакты разобрать, зачистить контактные поверхности до металлического блеска, смазать техническим вазелином, собрать и затянуть. Проверить затяжку контактных винтов или гаек. Ослабленные контакты подтянуть.

У электродвигателей без доски зажимов осмотром проверить состояние изоляции мест соединения проводов.

При наличии обугливания, потемнения или подгорания снять поврежденную изоляцию, разобрать контакт, зачистить контактные поверхности до металлического блеска, собрать контакт с помощью болтового соединения или скрутки и изолировать. Установить крышку коробки выводов и закрепить ее болтами или гайками.

9. Проверка состояния щеточного механизма электродвигателей с фазным ротором

Раскрыть замки и снять защитный кожух щеточного механизма. Обдуть щеточный механизм сжатым воздухом. Очистить щеточный механизм и контактные кольца сухим обтирочным материалом. Проверить состояние контактных колец, щеток, траверсы, изолирующих звеньев траверсы. У электродвигателей АК всех габаритов и АОК2 4-го и 5-го габаритов вынуть щетки из обойм щеткодержателя.

Проверить состояние контактных колец. Поверхность контактных колец должна быть покрыта политурой (коричневого цвета с синеватым оттенком). Если контактная поверхность колец загрязнена или потемнела, протереть ее обтирочным материалом, смоченным в бензине. Если на поверхности контактных колец появился нагар, прошлифовать ее мелкой шкуркой, натянутой на деревянную колодку, имеющую вогнутую цилиндрическую поверхность по форме контактных колец.

Проверить состояние щеток и измерить их высоту. Сколы и трещины на рабочей поверхности щеток не допускаются. Высота щеток должна быть не менее допустимой. Износившиеся или выкрошившиеся щетки заменить новыми, выполнив следующие операции:

· отсоединить токопроводящий провод щетки от клеммы;

· вставить новую щетку в обойму щеткодержателя и проверить легкость перемещения щетки (для электродвигателей АК всех габаритов и АОК2 4-го и 5-го габаритов);

· отвернуть винт крепления щетки, установить новую щетку в гнездо щеткодержателя и закрепить винтом (для электродвигателей АОК2 6, 7 и 8-го габаритов);

· присоединить токопроводящий провод щетки к клемме.

Притереть щетки. Для притирки щеток на поверхность контактного кольца по всей окружности наложить мелкозернистую стеклянную бумагу рабочей поверхностью к щетке и прижать щетку курком или пружиной. У электродвигателей АОК2 6, 7 и 8-го габаритов поставить щеткодержатель со щеткой в рабочее положение и закрепить его пружиной. Поворачивая вал электродвигателя вперед и назад на половину оборота, притереть щетку. Удалить шлифовальную шкурку. После притирки щетки и шлифования контактных колец выдуть образовавшуюся пыль сжатым воздухом. Вставить остальные пригодные к дальнейшей эксплуатации щетки в обоймы щеткодержателей, опустить курки или пружины (электродвигатели АК всех габаритов и АОК2 4-го и 5-го габаритов), установить щеткодержатель в рабочее положение и вставить крючки пружин в отверстия щеткодержателей (электродвигатели АОК2 6, 7 и 8-го габаритов).

Проверить контакты соединения щеточного механизма с выводными проводами. Окислившиеся, потемневшие или подгоревшие контакты разобрать, зачистить контактные поверхности до металлического блеска, собрать контакты и затянуть. Надеть защитный кожух щеточного механизма.

Проверить состояние пускового реостата.

10. Проверка работы электродвигателя

Проворачивая вручную ротор электродвигателя (если это позволяет конструкция приводного механизма), убедиться в отсутствии заедания в подшипниках, задевания ротора за статор, задевания вентилятора за кожух. Ротор должен проворачиваться легко без задеваний и заеданий в подшипниках. При обнаружении заеданий в подшипниках дополнить подшипниковые камеры смазкой.

Включить электродвигатель в сеть без загрузки рабочей машины. Убедиться в отсутствии посторонних шумов, стуков и повышенной вибрации. Нагрузить рабочую машину и убедиться в нормальной работе электродвигателя под нагрузкой.





Таблица 2. Номинальные и допустимые значения высоты щеток при техническом обслуживании электродвигателей АК и АОК2


Габарит электродвигателя

Высота щетки, мм

номинальная

допустимая

4, 5

25 ± 1

12

6

32±1

18

7, 8, 9

40 ± 1

20



Другие статьи:

Центровка валов электродвигателей и рабочих машин
Передаточные устройства от электродвигателя к рабочей машине
Работа трехфазного электродвигателя в режиме однофазного