Таблица 1. Объем и технология технического обслуживания электродвигателей
Операция | Указания по выполнению операции |
1. Внешний осмотр | Тщательно осмотреть электродвигатель. |
2. Оценка технического состояния | Измерить сопротивление изоляции обмотки статора относительно корпуса. У электродвигателей с фазным ротором измерить сопротивление изоляции обмотки ротора относительно вала. Измерить значения токов, потребляемых электродвигателем из сети, и убедиться в отсутствии периодических колебаний стрелки прибора, измеряющего силу тока. Проверить степень нагрева корпуса и подшипниковых щитов в зоне подшипников. |
3. Очистка поверхности | Очистить поверхность электродвигателя стальной или щетинной щеткой. У электродвигателей закрытого исполнения отвернуть болты или винты кожуха вентилятора. Снять кожух, очистить от пыли щетинной щеткой подшипниковый щит, кожух вентилятора и вентилятор. Обдуть поверхность электродвигателя сжатым воздухом. Удалить следы масла на поверхности электродвигателя обтирочным материалом, смоченным в керосине, и протереть очищенную поверхность насухо. У электродвигателей защищенного исполнения продуть обмотку статора сжатым воздухом. Убедиться в отсутствии трещин в станине и в подшипниковых щитах. |
4. Проверка крепления | Проверить затяжку болтов или гаек крепления электродвигателя к фундаменту или к рабочей машине. Проверить затяжку болтов или гаек крепления подшипниковых щитов. У электродвигателей закрытого исполнения проверить затяжку болтового соединения крепления вентилятора. У электродвигателей серии 4А с высотой оси вращения 56, 63, 160 … 355 мм пошатыванием рукой проверить плотность посадки вентилятора на валу электродвигателя. Ослабленные болты, винты и гайки подтянуть. Болты и гайки с сорванной резьбой заменить. У электродвигателей закрытого исполнения установить кожух вентилятора и закрепить его болтами или винтами. |
5. Проверка посадки шкива, полумуфты или звездочки на валу | Проверить техническое состояние шкива, звездочки, состояние резиновых втулок, пальцев муфты. Заменить изношенные или деформированные резиновые втулки. При наличии стопорного винта проверить его затяжку. Ослабленный стопорный винт подтянуть. Приложить палец руки к месту соединения вала электродвигателя со ступицей шкива, полумуфты или звездочки и, легко ударяя деревянным молотком по шкиву, полумуфте или звездочке в осевом направлении, убедиться в перемещении шкива, полумуфты или звездочки относительно вала электродвигателя. Шкив, полумуфта или звездочка должны быть плотно насажены на вал и не иметь осевых перемещений. |
6. Проверка исправности заземления | Проверить состояние контакта заземления корпуса электродвигателя. Контакт со следами коррозии разобрать, зачистить контактные поверхности до металлического блеска, смазать техническим вазелином, собрать и затянуть. Проверить затяжку контакта заземления. Ослабленный контакт подтянуть. У электродвигателей, имеющих болт заземления в коробке выводов, отвернуть болты или винты крепления крышки коробки выводов, снять крышку и проверить состояние контакта заземления. При установке электродвигателя на заземленной металлической конструкции осмотреть место сварки заземляющей шины с металлической конструкцией, предварительно простучав сварной шов молотком. Сварной шов не должен иметь трещин. Если электродвигатель установлен на передвижных механизмах или на движущихся частях, проверить омметром состояние контакта заземления, а также целость заземляющей жилы кабеля. |
7. Проверка изоляции выводных концов | Отвернуть болты или гайки крепления крышки коробки выводов электродвигателя и снять крышку. Продуть коробку выводов электродвигателя сжатым воздухом. Убедиться в целости изоляционного покрытия выводных концов обмоток электродвигателя и проводов, подводящих питание. У электродвигателей, имеющих встроенные в обмотки терморезисторы температурной защиты, проверить состояние изоляции выводных концов, идущих от терморезисторов, и проводов, отходящих к управляющему устройству температурной защиты. При наличии отслоений, подгораний, обугливаний или механических повреждений изоляции изолировать поврежденные участки. |
8. Проверка контактных соединений в коробке выводов | У электродвигателей, имеющих доску зажимов, проверить состояние доски и электрических контактов. Доску зажимов, имеющую сколы, трещины или обугленную поверхность, заменить. Окислившиеся, подгоревшие или потемневшие контакты разобрать, зачистить контактные поверхности до металлического блеска, смазать техническим вазелином, собрать и затянуть. Проверить затяжку контактных винтов или гаек. Ослабленные контакты подтянуть. У электродвигателей без доски зажимов осмотром проверить состояние изоляции мест соединения проводов. При наличии обугливания, потемнения или подгорания снять поврежденную изоляцию, разобрать контакт, зачистить контактные поверхности до металлического блеска, собрать контакт с помощью болтового соединения или скрутки и изолировать. Установить крышку коробки выводов и закрепить ее болтами или гайками. |
9. Проверка состояния щеточного механизма электродвигателей с фазным ротором | Раскрыть замки и снять защитный кожух щеточного механизма. Обдуть щеточный механизм сжатым воздухом. Очистить щеточный механизм и контактные кольца сухим обтирочным материалом. Проверить состояние контактных колец, щеток, траверсы, изолирующих звеньев траверсы. У электродвигателей АК всех габаритов и АОК2 4-го и 5-го габаритов вынуть щетки из обойм щеткодержателя. Проверить состояние контактных колец. Поверхность контактных колец должна быть покрыта политурой (коричневого цвета с синеватым оттенком). Если контактная поверхность колец загрязнена или потемнела, протереть ее обтирочным материалом, смоченным в бензине. Если на поверхности контактных колец появился нагар, прошлифовать ее мелкой шкуркой, натянутой на деревянную колодку, имеющую вогнутую цилиндрическую поверхность по форме контактных колец. Проверить состояние щеток и измерить их высоту. Сколы и трещины на рабочей поверхности щеток не допускаются. Высота щеток должна быть не менее допустимой. Износившиеся или выкрошившиеся щетки заменить новыми, выполнив следующие операции: · отсоединить токопроводящий провод щетки от клеммы; · вставить новую щетку в обойму щеткодержателя и проверить легкость перемещения щетки (для электродвигателей АК всех габаритов и АОК2 4-го и 5-го габаритов); · отвернуть винт крепления щетки, установить новую щетку в гнездо щеткодержателя и закрепить винтом (для электродвигателей АОК2 6, 7 и 8-го габаритов); · присоединить токопроводящий провод щетки к клемме. Притереть щетки. Для притирки щеток на поверхность контактного кольца по всей окружности наложить мелкозернистую стеклянную бумагу рабочей поверхностью к щетке и прижать щетку курком или пружиной. У электродвигателей АОК2 6, 7 и 8-го габаритов поставить щеткодержатель со щеткой в рабочее положение и закрепить его пружиной. Поворачивая вал электродвигателя вперед и назад на половину оборота, притереть щетку. Удалить шлифовальную шкурку. После притирки щетки и шлифования контактных колец выдуть образовавшуюся пыль сжатым воздухом. Вставить остальные пригодные к дальнейшей эксплуатации щетки в обоймы щеткодержателей, опустить курки или пружины (электродвигатели АК всех габаритов и АОК2 4-го и 5-го габаритов), установить щеткодержатель в рабочее положение и вставить крючки пружин в отверстия щеткодержателей (электродвигатели АОК2 6, 7 и 8-го габаритов). Проверить контакты соединения щеточного механизма с выводными проводами. Окислившиеся, потемневшие или подгоревшие контакты разобрать, зачистить контактные поверхности до металлического блеска, собрать контакты и затянуть. Надеть защитный кожух щеточного механизма. Проверить состояние пускового реостата. |
10. Проверка работы электродвигателя | Проворачивая вручную ротор электродвигателя (если это позволяет конструкция приводного механизма), убедиться в отсутствии заедания в подшипниках, задевания ротора за статор, задевания вентилятора за кожух. Ротор должен проворачиваться легко без задеваний и заеданий в подшипниках. При обнаружении заеданий в подшипниках дополнить подшипниковые камеры смазкой. Включить электродвигатель в сеть без загрузки рабочей машины. Убедиться в отсутствии посторонних шумов, стуков и повышенной вибрации. Нагрузить рабочую машину и убедиться в нормальной работе электродвигателя под нагрузкой. |
Таблица 2. Номинальные и допустимые значения высоты щеток при техническом обслуживании электродвигателей АК и АОК2
Габарит электродвигателя | Высота щетки, мм | |
номинальная | допустимая | |
4, 5 | 25 ± 1 | 12 |
6 | 32±1 | 18 |
7, 8, 9 | 40 ± 1 | 20 |
Центровка валов электродвигателей и рабочих машин |
Передаточные устройства от электродвигателя к рабочей машине |
Работа трехфазного электродвигателя в режиме однофазного |