Электродвигатели с рабочей машиной могут соединяться как при помощи муфт, так и промежуточной передачей (зубчатой, клиноременной и т. д.).
Непосредственное соединение двигателя с рабочей машиной возможно при условии равенства их скоростей вращения. В установках электропривода получили распространение муфты, которые подразделяются на:
· глухие поперечно-свертные муфты;
· упругие втулочно-пальцевые (фланцевые);
· жесткие подвижные (зубчатые);
· упругие муфты с металлическими пружинами (зубчато-пружинные);
· эластичные муфты;
· цепные муфты.
Глухая поперечно-свертная муфта (рис. 1, табл. 1.1) состоит из двух полумуфт: одну полумуфту насаживают на вал двигателя, другую — на вал рабочей машины. Обе полумуфты соединяют между собой болтами.
Рис. 1. Глухая поперечно-свертная муфта
От осевых перемещений полумуфты предохраняют стопорными винтами, ввертываемыми с торца в местах сопряжения полумуфты с валом. Плоскость разъема муфты должна быть строго перпендикулярна оси валов. Муфты изготовляют из чугуна, а при скорости на окружности муфты более 30 м/с — из стали.
Таблица 1.1. Размеры глухих поперечно-свертных муфт
d, мм | D, мм | l, мм | Число болтов, шт. | Диаметр болтов |
35—40 | 200 | 150 | 4 | М16 |
50 | 220 | 170 | 4 | М16 |
60 | 260 | 190 | 4 | М18 |
80 | 300 | 230 | 6 | М22 |
100 | 350 | 280 | 6 | М24 |
Упругая втулочно-пальцевая муфта типа МУВП (рис. 2, табл. 2.1) также состоит из двух полумуфт. Эластичность соединения достигается за счет пальцев-болтов с надетыми на них кожаными шайбами или с резиновыми манжетами. В ведущую полумуфту пальцы плотно вставлены своей металлической частью, а в ведомую они входят с небольшим зазором своей эластичной частью. Эти муфты допускают небольшую несоосность соединяемых валов.
Рис. 2. Упругая муфта типа МУВП
Таблица 2.1. Основные размеры нормальных муфт типа МУВП
Тип муфты | Номер пальца | Число пальцев | d1, мм | d2, мм | D, мм | L, мм | Монтажный зазор С, мм | В (не менее), мм | Вес муфты, кг |
МН1 | П2 | 4 | 28—35 | 28 | 120 | 62 | 1—5 | 42 | 2,9 |
МН2 | П2 | 6 | 38—45 | 38 | 140 | 82 | 1—5 | 42 | 4,9 |
МН3 | П3 | 6 | 45—52 | 45 | 170 | 112 | 2—6 | 55 | 8,4 |
МН4 | П3 | 8 | 55—65 | 55 | 190 | 112 | 2—6 | 55 | 14,6 |
МН5 | П3 | 10 | 65—80 | 65 | 220 | 142 | 2—6 | 55 | 23,8 |
МН6 | П4 | 10 | 75—95 | 75 | 260 | 142 | 2—8 | 70 | 34,5 |
Жесткая подвижная (зубчатая) муфта изображена на рис. 3. Она также состоит из двух полумуфт 1 и 2 с внутренними зубьями Для того чтобы уменьшить износ зубьев, муфта заливается маслом. Применяется она для валов диаметром больше 40 мм и в отличие от других муфт допускает смещение одного из валов по отношению к другому валу (перекос, радиальное смещение, раздвижку).
Рис. 3. Жесткая подвижная (зубчатая) муфта
Упругие муфты с металлическими пружинами (рис. 4) применяются для асинхронных двигателей. Стальная пружина 1 входит в конструкцию муфты как упругий элемент. Технические данные упругих муфт с металлическими пружинами приведены в табл. 4.1.
Рис. 4. Упругая муфта с металлическими пружинами
Таблица 4.1. Технические данные упругих муфт с металлическими пружинами
Тип муфты | d, мм | D, мм | l, мм | B, мм | f, мм | Масса муфты, кг |
М-5 | 35 | 155 | 65 | 135 | 5 | 7,2 |
М-6-1 | 35 | 175 | 65 | 135 | 5 | 9,8 |
М-6-2 | 45 | 175 | 65 | 135 | 5 | 9,4 |
М-7-1 | 38 | 215 | 80 | 165 | 5 | 17,7 |
М-7-2 | 55 | 215 | 80 | 165 | 5 | 17,1 |
МС-8-1 | 55 | 255 | 100 | 205 | 5 | 32,9 |
М-8-2 | 65 | 255 | 100 | 205 | 5 | 28,8 |
МС-9-1 | 55 | 285 | 105 | 220 | 10 | 50,7 |
М-9-2 | 75 | 285 | 120 | 250 | 10 | 46,6 |
Эластичная муфта (рис. 5) состоит из двух полумуфт 1 и резинового диска 2 между ними. Резиновый диск крепится специальными болтами 3 к каждой полумуфте.
Цепная муфта широко применяется в сельскохозяйственных электроприводах. Цепная муфта, как и жесткая подвижная (зубчатая), допускает небольшой перекос осей валов и небольшое осевое перемещение их (до 2 мм). Крутящий момент передается пальцами шарнирной втулочно-роликовой цепи. Цепь надевается на зубья звездочек, насаженных на соединительные валы. Достоинство таких соединений валов заключается в простоте конструкции.
Рис. 5. Эластичная муфта
Другой тип соединения вала рабочей машины с валом электродвигателя — это устройство промежуточных передач. Наиболее распространенная промежуточная передача — клиноременная передача. Она состоит из ведущего и ведомого шкивов и клиновидного ремня (или ремней), охватывающего оба шкива. Шкивы клиноременных передач (рис. 6, табл. 7.1), используемые для асинхронных электродвигателей, делают из чугуна. Шкивы и муфты закрепляют на конце вала двигателя и рабочей машины при помощи шпонок.
Рис. 6. Шкив для клиновидных ремней
Таблица 7.1. Шкивы клиноременных передач
Тип шкива | Скорость вращения электродвигателя, об/мин | D, мм | В, мм | Число ремней | Тип ремня | Масса, кг |
ШК-3-1 | 3000, 1500 | 90 | 30 | 2 | О | 1,2 |
ШК-3-2 | 3000, 1500 | 90 | 42 | 3 | О | 1,5 |
ШК-4-1 | 3000, 1500, 1000 | 100 | 56 | 3 | А | 2,2 |
ШК-4-2 | 3000, 1500, 1000 | 100 | 72 | 4 | А | 2,6 |
ШК-5-1 | 3000, 1500, 1000 | 140 | 72 | 3 | Б | 4,8 |
ШК-5-2 | 3000, 1500, 1000 | 140 | 114 | 5 | Б | 6,7 |
ШК-6-1 | 1500, 1000, 750 | 180 | 114 | 5 | Б | 13 |
ШК-6-2 | 1500, 1000, 750 | 180 | 156 | 7 | Б | 16 |
ШК-7-1 | 1500, 1000, 750 | 250 | 144 | 5 | В | 26 |
ШК-7-2 | 1500, 1000, 750 | 250 | 198 | 7 | В | 33 |
ШК-8-1 | 1500, 1000, 750 | 315 | 198 | 5 | Г | 52 |
ШК-8-2 | 1000, 750 | 315 | 236 | 6 | Г | 57 |
ШК-9-1 | 1000, 750 | 400 | 236 | 6 | Г | 53 |
ШК-9-2 | 1000, 750 | 400 | 312 | 8 | Г | 67 |
Муфты электромагнитные фрикционные серии ЭТМ предназначены для дистанционной коммутации кинематических цепей. Муфты служат для автоматизации привода металлорежущих станков и других машин: переключения ступеней чисел оборотов в коробках скоростей и подач, пуска, реверсирования и торможения главного привода. Они могут использоваться также для управления циклами неточных перемещений, в качестве сцепных (пусковых) в различных агрегатах и приборах.
Муфты выпускаются:
· со смазываемыми фрикционными дисками (масляные муфты) — ЭТМ2, ЭТМ4 и ЭТМ6;
· с фрикционными дисками сухого трения (сухие муфты) — ЭТМ1, ЭТМ3 и ЭТМ5.
Смазка масляных муфт осуществляется в основном путем полива пакета фрикционных дисков индустриальным маслом.
Сухие муфты эксплуатируются без смазки фрикционных дисков и имеют быстродействующее исполнение (быстродействующие муфты). Быстродействующие муфты применяются для механизмов подач копировальных и программных станков, для шаговых приводов и т.д.
В зависимости от способа подвода напряжения и по функциональному назначению муфты изготавливаются:
· контактные — ЭТМ1 и ЭТМ2;
· бесконтактные — ЭТМ3 и ЭТМ4;
· тормозные — ЭТМ5 и ЭТМ6.
Выбор типа муфт зависит от параметров окружающей среды, наличия или отсутствия масел в местах установки муфт, способа подвода напряжения и функционального назначения муфт.
Масляные муфты выпускаются с 5 по 15 габариты в диапазоне номинальных передаваемых моментов от 16 до 1600 Н·м.
Сухие муфты выпускаются с 5 по 12 габариты в диапазоне номинальных передаваемых моментов от 16 до 400 Н·м. Сухие муфты делятся на простые и быстродействующие.
Питание муфт серии ЭТМ осуществляется от любого источника постоянного тока или через двухполупериодный выпрямитель. Номинальное напряжение масляных и сухих муфт 24 В. Напряжение (справочное) быстродействующих муфт от 4 до 10,5 В. Для обеспечения быстродействия схема питания быстроТаблица 8.1. Технические данные
Габарит | Номинальный момент, Н·м | Номинальное напряжение, В | Ток, А, (справочный) | Предельно допустимая скорость вращения | Остаточный момент не более, Н·см | Вес муфты, кг | |
ЭТМ2 | ЭТМ6 | ||||||
05 | 16 | 24 | 0,3 | 5000 | 7000 | 0,16 | 0,56 |
06 | 25 | 0,4 | 4500 | 6000 | 0,25 | 0,83 | |
07 | 40 | 0,55 | 4000 | 5000 | 0,4 | 1,3 | |
08 | 63 | 0,55 | 3500 | 4500 | 0,7 | 1,7 | |
09 | 100 | 0,65 | 3000 | 4000 | 1,0 | 2,2 | |
10 | 160 | 0,90 | 2800 | 3600 | 1,2 | 3,6 | |
11 | 250 | 1,1 | 2500 | 3300 | 2,0 | 5,0 | |
12 | 400 | 1,8 | 2200 | 3000 | 2,5 | 7,2 | |
13 | 630 | 2,3 | 2000 | 2900 | 4,0 | 10,0 | |
14 | 1000 | 3,0 | 1800 | 2700 | 6,5 | 14,2 | |
15 | 1600 | 4,0 | 1600 | 2500 | 10 | 19,8 |
действующих муфт должна обеспечивать форсирование процесса включения импульсом порядка 50—60 В.
Основные технические данные муфт, их габаритные и установочные размеры приведены в таблицах 8.1, 8.2, 8.3.
Таблица 8.2. Габаритные размеры муфт ЭТМ
Габарит | D | L, для муфт | |||||
масляных | сухих простых | сухих быстродействующих | |||||
Контактная, тормозная | Бесконтактная | Контактная, тормозная | Бесконтактная | Контактная, тормозная | Бесконтактная | ||
05 | 80 | 32 | 38 | 52 | 58 | 48 | 54 |
06 | 90 | 35 | 44 | 60 | 69 | 53 | 62 |
07 | 100 | 38 | 45 | 63 | 70 | 56 | 63 |
08 | 110 | 40 | 48 | 70 | 78 | 63 | 71 |
09 | 120 | 45 | 55 | 75 | 85 | 68 | 78 |
10 | 135 | 52 | 60 | 85 | 93 | 76 | 84 |
11 | 150 | 60 | 68 | 98 | 106 | 90 | 98 |
12 | 170 | 68 | 74 | 115 | 121 | 100 | 106 |
13 | 190 | 78 | 82 | — | — | — | — |
14 | 215 | 90 | 100 | — | — | — | — |
15 | 240 | 100 | 110 | — | — | — | — |
Рис. 7. Габаритные и установочные размеры муфт ЭТМ
Таблица 8.3. Отверстия
Габарит | Шлицевое отверстие | Диаметр гладкого отверстия | ||||
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд | 1 ряд | 2 ряд | 3 ряд | |
05 | 6 x 18 x 22 | — | — | 20 | 18 | 16 |
06 | 6 x 21 x 25 | 6 x 18 x 22 | — | 22 | 20 | 18 |
07 | 6 x 26 x 30 | 6 x 21 x 25 | 6 x 18 x 22 | 25 | 22 | 20 |
08 | 6 x 28 x 34 | 6 x 26 x 30 | 6 x 21 x 25 | 30 | 25 | 22 |
09 | 8 x 36 x 40 | 6 x 28 x 34 | 6 x 26 x 30 | 35 | 30 | 25 |
10 | 8 x 42 x 46 | 8 x 36 x 40 | 6 x 28 x 34 | 40 | 35 | 30 |
11 | 8 x 46 x 54 | 8 x 42 x 46 | 8 x 36 x 40 | 50 | 40 | 35 |
12 | 8 x 56 x 65 | 8 x 46 x 54 | 8 x 42 x 46 | 60 | 50 | 40 |
13 | 8 x 62 x 72 | 8 x 56 x 65 | 8 x 46 x 54 | 70 | 60 | 50 |
14 | 10 x 72 x 82 | 8 x 62 x 72 | 8 x 56 x 65 | 80 | 70 | 60 |
15 | 10 x 82 x 92 | 10 x 72 x 82 | 8 x 62 x 72 | 90 | 80 | 70 |
Условное обозначение типа муфт серий ЭТМ: ЭТМ 0 000 00
· Э — электромагнитная;
· Т — трения;
· М — муфта;
· 0 — цифры, обозначающие габарит муфты (табл. 8.1);
· 000 — цифры, обозначающие конструктивное исполнение:
· 2 — муфта с контактным токоподводом (контактная);
· 6 — муфта с вынесенным токоподводом (тормозная);
· Буква, обозначающая исполнение посадочного отверстия под вал:
· А — отверстие гладкое со шпоночным пазом, отсутствие буквы — отверстие шлицевое;
· 00 — цифры, обозначающие номер ряда посадочного отверстия (табл. 8.2);
· Буква, обозначающая экспортное исполнение:
· Э — для поставок в страны с умеренным климатом.
· Т — для поставок в страны с тропическим климатом.
Муфта состоит из следующих составных частей: корпуса, пакета фрикционных дисков, внутренних и наружных. Наружные диски имеют волнистую форму, которая обеспечивает им пружинные свойства, необходимые для отпускания якоря при отключении муфты. Вся муфта собрана на общей втулке, сидящей на ведущем (ведомом) валу. С валом связан поводок, который соединяется с наружными дисками. Внутренние диски связаны с втулкой. Катушка возбуждения муфты закреплена в корпусе.
В контактных муфтах один выводной конец катушки присоединяется к контактному кольцу 1, а другой — к корпусу. Выводные концы катушек тормозных муфт выведены наружу через специальное отверстие в корпусе. Подвод питания контактных муфт осуществляется через щеткодержатель, входящий в комплект муфты.
При подаче напряжения на катушку муфты якорь притягивается к корпусу и сжимает пакет фрикционных дисков, в результате чего момент с ведущего вала передается на ведомый вал.
Многодисковые фрикционные муфты серии ЭТМ могут использоваться как на горизонтальных, так и на вертикальных валах. При монтаже на вертикальных валах, начиная с десятого габарита, электромагнитные муфты следует ставить якорем вниз.
Муфты меньших габаритов допускается монтировать на вертикальных валах с верхним расположением якоря. В связи с тем, что при монтаже на вертикальных валах значение остаточного момента будет выше, чем при монтаже на горизонтальных валах, необходимо во избежание перегрева ограничить скорость вращения: в первом случае до 60—80% от предельно допустимых значений, указанных в таблице 8.1, а во втором случае до 30—50% от этих значений. Необходимо также обращать внимание на то, чтобы статические сопротивления, приведенные в ведомой части, были достаточны, иначе после отключения
ведомая часть не перестанет вращаться.
При установке муфты с контактным токоподводом втулка муфты жестко связывается с ведущим (ведомым) валом при помощи шлицов (или шпонки). Крепление корпуса тормозной муфты осуществляется с помощью винтового соединения. Наружные диски связываются с ведомым (ведущим) валом при помощи поводка, изготавливаемого заказчиком в соответствии с размерами шлицевых выступов дисков. При монтаже необходимо следить, чтобы фрикционные диски свободно перемещались в поводке.
Общая втулка муфты, на которой сидят внутренние диски, и поводок наружных дисков должны размещаться соосно с достаточной степенью точности. Рекомендуется выдерживать соосность в пределах 0,01—0,1 мм в зависимости от габарита муфты. Чем выше скорость вращения, тем допустимое отклонение по соосности должно быть меньше. Шейки валов под монтаж электромагнитных муфт должны при вращении вала в своих опорах иметь биение не более 0,02 мм.
Для питания электромагнитных муфт могут применяться любые источники постоянного тока. В схеме питания необходимо предусмотреть защиту обмотки муфты от перенапряжений, возникающих при коммутации муфты. Отрицательный полюс источника питания контактных муфт должен быть соединен с корпусом муфты.
Муфты ЭТМ рассчитаны для работы во взрывобезопасной среде, не содержащей агрессивных паров и газов в концентрациях, разрушающих металл и изоляцию, туманы и брызги токопроводящих жидкостей и токопроводящую пыль.
Муфты ЭТМ2, ЭТМ4 и ЭТМ6 предназначены только для работы в условиях, обеспечивающих смазку их минеральными маслами. Подача масла к муфте должна осуществляться по каналам вала или поливом пакета фрикционных дисков; при особо легких тепловых режимах допускается погружение части муфты в масляную ванну. Температура масла должна быть не более 50°С. Для смазки (охлаждения) муфт применяются минеральные масла с вязкостью не более 50Е, отфильтрованные, не содержащие металлических и других включений, влияющих на изоляционные свойства масел. Рекомендуются индустриальные масла 20 и 30 ГОСТ 1707-51. При применении масел с вязкостью выше указанной силовые характеристики муфт не гарантируются.
Муфты рассчитаны для работы в релейном режиме («включено» — «отключено»), использование их в режиме длительного скольжения не допускается. При выборе режима работы муфты необходимо иметь в виду, что установившаяся температура катушки не должна превышать 110°С.
В процессе эксплуатации муфты не требуют никакой регулировки. Следует лишь периодически контролировать износ дисков и щетки, а также чистоту масла. Износ дисков контролируется по их толщине. Если износ превосходит 20% первоначальной толщины дисков, они заменяются новыми. Износ щетки в муфтах с контактным токоподводом контролируется по запасу хода, оставшегося у изношенной щетки. Если при повороте щеткодержателя (при вывертывании) на один оборот контакт прерывается, щетку следует заменить новой.
Шкивы и полумуфты при небольших размерах насаживают при помощи специального приспособления с нажимным винтом. Применение этого приспособления позволяет все горизонтальные усилия, возникающие при надвигании шкива или муфты на конец вала, передать в осевом направлении на вал, а не на подшипники и подшипниковые крышки. Для этого снимают крышку подшипника (двигатели серии А2) или крышку вентилятора (двигатели серии АО2 или 4А) и конец вала упирают в шкворень приспособления (рис. 8).
Рис. 8. Насадка шкива или полумуфты при помощи приспособления с нажимным винтом
При больших размерах шкивов или полумуфт их насаживают с помощью домкрата (рис. 9). В этом случае вал электродвигателя должен быть подперт с противоположной стороны так, чтобы усилия не передались на подшипники или подшипниковые крышки.
При ремонте электродвигателя и в некоторых других случаях возникает необходимость снять с конца вала полумуфту, шкив или шестерню. Эту операцию удобнее всего производить с помощью специальных приспособлений — съемников (рис. 10). Если окажется, что полумуфту, шкив или шестерню снять затруднительно, то можно предварительно подогреть их пламенем газовой горелки до температуры 250—300°С, одновременно охлаждая вал электродвигателя водой.
Рис. 9. Насадка шкива при помощи домкрата
Рис. 10. Съемники универсальные: а — с нерегулируемым раскрытием тяг; б — с самоустанавливающимися тягами
Работа трехфазного электродвигателя в режиме однофазного |
Однофазные асинхронные электродвигатели |
Электродвигатели погружных насосов |