Особенности эксплуатации щелочных аккумуляторных батарей
Характеристики щелочных аккумуляторов
Типы аккумуляторов | Номинальная емкость, А-ч | Номинальное напряжение, В |
НК-28 НЖ-22 | 28 22 | 1,25 |
НК-55 НЖ-45 | 55 45 | 1,25 |
НК-80 НЖ-60 | 80 60 | 1,25 |
В условном обозначении типа аккумулятора буквы означают электрохимическую систему аккумулятора:
- «НК» — никель-кадмиевая;
- «НЖ» — никель-железная;
- Цифры после букв — номинальную емкость аккумулятора в ампер-часах.
Характеристики щелочных аккумуляторных батарей
Типы батарей | Количество аккумуляторов в батарее | Номинальная емкость, А-ч | Номинальное напряжение, В |
10НК-28КТ 10НЖ-22КТ | 10 | 28 22 | 12,50 |
17НК-28К 17НЖ-22К | 17 | 28 22 | 21,25 |
4НК-55КТ, 4НК-55К 4НЖ-45КТ, 4НЖ-45К | 4 | 55 45 | 5,00 |
5НК-55К 5НЖ-45К | 5 | 55 45 | 6,25 |
10НК-55К 10НЖ-45К | 10 | 55 45 | 12,50 |
4НК-80КТ 4НЖ-60КТ | 4 | 80 60 | 5,00 |
5НК-80КТ 5НЖ-60КТ | 5 | 80 60 | 6,25 |
10НК-80К 10НЖ-60К | 10 | 80 60 | 12,50 |
Введение в эксплуатацию аккумуляторов и батарей, не бывших в эксплуатации или хранившихся в разряженном состоянии без электролита:
- Перед пуском в эксплуатацию аккумуляторы, как единично работающие, так и комплектуемые в батареи, подвергнуть растренировке с целью получения номинальной емкости;
- С поверхности аккумуляторов и батарей удалите чистой ветошью пыль и соль, проверьте правильность последовательного соединения аккумуляторов в батарее и плотно затяните гайки межэлементных соединений. Следы ржавчины на деталях, не покрытых лаком, снимите ветошью, смоченной в керосине;
- Аккумуляторы залейте электролитом, дайте постоять не менее 2 ч (для пропитки пластин) и проверьте вольтметром напряжение на каждом из них. В случае отсутствия напряжения на аккумуляторе оставьте его еще на 10 ч, после чего вновь проверьте напряжение. В случае отсутствия его — аккумулятор замените;
- После 2-часовой пропитки проверьте уровень электролита над пластинами аккумуляторов, который должен быть не менее 5 и не более 12 мм над краем пластин.
Строгое соблюдение уровня электролита (не более 12 мм) требуется для предупреждения выплескивания электролита из аккумулятора во время заряда.
Примечание. Для уменьшения уровня электролита в аккумуляторе пользуйтесь резиновой грушей.
После установления уровня электролита аккумуляторам сообщите три тренировочных цикла токами согласно таблице.
Типы аккумуляторов | Заряд | Разряд | ||
Время, ч | Ток, А | Ток, А | Конечное напряжение, В | |
НЖ-22 | 6 | 5,5 | 2,8 | 1,0 |
НК-28 | 7,0 | 2,8 | ||
НЖ-45 | 11,2 | 5,5 | ||
НК-55 | 14,0 | 5,5 | ||
НЖ-60 | 15,0 | 8,0 | ||
НК-80 | 20,0 | 8,0 |
Напряжение в конце разряда должно быть не менее одного вольта на худшем аккумуляторе. Если отданная емкость будет не ниже номинальной, аккумуляторы могут быть пущены в эксплуатацию.
Примечание. Рекомендуется для улучшения качества аккумуляторов перед пуском в эксплуатацию сменить электролит на свежий.
Иногда аккумуляторы после длительного бездействия имеют временное снижение емкости. В этих случаях после контрольного цикла дайте заряд нормальным режимом, а разряд производите в течение восьми часов при постоянной силе тока, не обращая внимания на напряжение аккумуляторов.В конце разряда нормальную силу тока поддерживайте с помощью внешнего источника тока. Для этого аккумуляторы подключите к зарядному агрегату так, чтобы положительный полюс аккумулятора был соединен с минусом зарядного устройства, а отрицательный - с плюсом. После такого глубокого разряда дайте заряд током нормального режима в течение 16 ч и аккумуляторы направьте в эксплуатацию.Последующие заряды производите в течение 6 ч нормальным током в каждой батарее.
Введение в эксплуатацию аккумуляторов и батарей, хранившихся залитыми электролитом
Аккумуляторы, хранившиеся с электролитом не больше одного года, вводите в эксплуатацию без смены электролита (при условии его соответствия требованиям настоящей инструкции).
При более длительном хранении электролит смените. Введение в эксплуатацию производите как аккумуляторы, не бывшие в эксплуатации.Заряд щелочных аккумуляторов и батарей
Заряд производите от любого источника постоянного тока. Автоматический заряд без постоянного контроля параметров обеспечивают автоматические зарядные устройства серии УЗПС.
Для включения на заряд однотипные аккумуляторы или батареи соедините последовательно. Количество соединенных аккумуляторов определяется напряжением источника тока и напряжением аккумулятора в конце заряда. У исправного и правильно включенного аккумулятора напряжение при нормальном зарядном токе должно быть:
- в начале заряда 1,40 В...1.45 В;
- в конце заряда 1,75 В — 1,85 В.
При эксплуатации аккумуляторов и батарей применяйте следующие режимы заряда:
- Нормальный - 6ч нормальным током;
- Усиленный - 12 ч нормальным током, он сообщается:
- при вводе в действие;
- через каждые 10 циклов, а при нерегулярной работе один раз в месяц;
- после смены электролита;
- после глубоких разрядов ниже допустимых конечных напряжений, а также после разрядов слабыми токами, чередующимися с перерывами в течение 16 и более часов.
- Ускоренный - 2,5 ч силой тока вдвое больше нормальной и 2 ч - нормальной силой тока.
Никель - кадмиевые и никель-железные аккумуляторы можно заряжать более слабым током, соответственно увеличивая время заряда, однако снижать ток более чем на половину не рекомендуется.
ВНИМАНИЕ! Заряды слабыми токами ухудшают работу щелочных аккумуляторов, а поэтому применяйте их в случае крайней необходимости.
Не допускайте повышение температуры электролита при заряде выше 45° С для составных электролитов, и выше 35° С для электролитов без добавки лития едкого. В случае повышения температуры выше указанной прервите заряд и дайте аккумуляторам остыть.
Заряд аккумуляторов зимой на открытом воздухе при температуре ниже минус 10° С (до минус 30° С) производите нормальной силой тока в течение 7 ч. В случае необходимости заряжать аккумуляторы ниже минус 30° С их утеплите, закрыв войлоком, брезентом или другим материалом.
Примечание. Никель - железные аккумуляторы заряжать при температуре ниже минус 10° С не рекомендуется.
Во время заряда не допускайте выплёскивания электролита. Перед зарядом через каждые 10 циклов проверьте и доведите уровень электролита до норм.Проверьте отсутствие замыкания между стенками соседних аккумуляторов в результате возможного раздутия корпусов. При наличии замыкания напряжение батарей будет значительно ниже номинального.Для обнаружения замкнутых аккумуляторов производите замер зазоров между ними и замер их напряжений. У соприкасающихся аккумуляторов немедленно отверните пробки. Если после устранения замыкания зазор между аккумуляторами меньше 3 мм, изолируйте их листом тонкого эбонита, винипласта или резины.После устранения замыкания аккумуляторов сообщите им усиленный заряд.
Разряд щелочных аккумуляторов и батарей
Разряд щелочных аккумуляторов можно производить до конечного напряжения:
- при 5-часовом и более длительном режиме разряда не ниже 1,0 В;
- при 3-часовом режиме разряда не ниже 0,8 В;
- при 1-часовом режиме разряда не ниже 0,5 В;
Конечное напряжение разряда аккумуляторных батарей определяйте как произведение числа аккумуляторов в батарее на конечное напряжение отдельного аккумулятора, соответственно режиму разряда.Автоматический разряд с заданными параметрами разряда обеспечивают устройства тестирования аккумуляторных батарей.
При эксплуатации аккумуляторов и батарей через каждые 100 - 150 циклов производите контрольные электрические испытания.Аккумуляторам или батареям сообщите два прогоночных цикла. Заряд производите током нормального режима в течение 12ч, разряд нормальным режимом до конечного напряжения 1,0 В у одного из аккумуляторов.
Контрольный цикл проводите в нормальным режимом.
На контрольном цикле производите замеры напряжения каждого аккумулятора:- при заряде - в начале и конце заряда;
- при разряде - в начале разряда, через 6 ч, 7 ч и через 8 ч разряда.
Аккумуляторы, имеющие через 6 ч разряда напряжение 1.0В и ниже, замените.
Примечание. Контрольные испытания производите после смены электролита.Никель-железные аккумуляторы могут эксплуатироваться при температуре не ниже минус 20° С, при этом они отдают не менее 70% номинальной емкости.Никель-кадмиевые аккумуляторы - не ниже минус 40° С, при этом они отдают 20% номинальной емкости.
Факторы, сокращающие срок службы аккумуляторов и батарей
- систематические недозаряды;
- глубокие разряды ниже конечных напряжений;
- снижение уровня электролита ниже верхнего края пластин;
- повышенная плотность электролита при температуре выше 0° С;
- повышение температуры.