Содержание страницы
- 1. Классификация однофазных электродвигателей
- 2. Конструкция и устройство однофазного электродвигателя
- 3. Однофазные асинхронные электродвигатели: Теория и практика
- 4. Конденсаторные двигатели (Постоянное включение)
- 5. Двигатели с экранированными полюсами (Shaded Pole)
- 6. Универсальные коллекторные двигатели (UKD)
- 7. Шаговые двигатели (Stepper Motors)
- 8. Сравнительная таблица типов двигателей
- 9. Интересные факты
- 10. FAQ: Техническая диагностика и эксплуатация
- Заключение
Cовременный дом и офис буквально напичканы электромоторами. Стиральная машина, дрель, кухонная вытяжка, насос в скважине, вентилятор процессора и даже привод лотка DVD — всё это работает благодаря бытовым электродвигателям. В старых учебниках и ГОСТах их принято называть «электрическими машинами малой мощности» (до 1 кВт), но на практике мы знаем их как надежные рабочие устройства, подключаемые к однофазной сети 220В.

1. Классификация однофазных электродвигателей
Сегодня этот класс машин является самым массовым по количеству выпускаемых единиц в мире. Их принято делить на группы в зависимости от способа создания вращающего момента:
- Однофазные асинхронные двигатели (с пусковой обмоткой) — классика холодильной техники.
- Конденсаторные двигатели — наиболее распространенные моторы для вентиляции и насосов.
- Двигатели с экранированными полюсами (Shaded Pole) — простейшие моторы для маломощных вентиляторов.
- Коллекторные (универсальные) машины — высокооборотные двигатели для электроинструмента.
- Шаговые двигатели — цифровые приводы для точного позиционирования.
2. Конструкция и устройство однофазного электродвигателя
С технической точки зрения однофазный асинхронный двигатель представляет собой классическую электрическую машину, состоящую из двух ключевых функциональных узлов:
- Статор — статичная, неподвижная часть. Представляет собой корпус, внутри которого размещены основные электромагнитные элементы.
- Ротор — подвижная часть, которая вращается под действием сил электромагнитного поля, создаваемого статором.
Механическая связь между этими деталями и центровка ротора обеспечиваются за счет подшипников качения. Их внутренние кольца плотно насажены на специально проточенные шейки вала ротора, а внешние кольца запрессованы в защитные боковые крышки (подшипниковые щиты), которые жестко крепятся к корпусу статора болтами.

Устройство ротора
Конструкция ротора в однофазных моделях унифицирована с трехфазными двигателями. Основу составляет стальной вал, на котором напрессован магнитопровод — цилиндрический пакет, набранный из листов электротехнической стали (шихтованные пластины). Использование набора пластин вместо цельного куска металла необходимо для снижения потерь на вихревые токи.
На внешней поверхности магнитопровода выполнены продольные пазы. В них залиты или вставлены стержни из алюминия (реже меди), которые по торцам замкнуты кольцами. Эта конструкция называется «беличьей клеткой».
При пересечении проводников короткозамкнутой обмотки (например, у “беличьей клетки”) этим полем в них индуцируется ЭДС (подробно о электромагнитной индукции), а затем и электрический ток, поскольку цепь замкнута. Возникающие токи создают собственное магнитное поле, взаимодействующее с полем статора и формирующее вращающий момент.

Примечание: В специфических конструкциях двигателей малой мощности ротор может быть выполнен в виде сплошного цилиндра из ферромагнитного или немагнитного материала (в гистерезисных или вихревых двигателях), но в быту это встречается редко.
Устройство статора
Статор является главным генерирующим элементом машины. Конструктивно он состоит из трех частей:
- Корпус (обычно литой алюминиевый или чугунный);
- Магнитопровод (сердечник с пазами внутри);
- Обмотка (медный провод, уложенный в пазы).
Основное назначение статора — генерация неподвижного (пульсирующего) или вращающегося электромагнитного поля. Электрическая часть обычно состоит из двух независимых контуров:
1. Рабочая обмотка (основная).
2. Пусковая обмотка (вспомогательная).
В простейших моделях (например, вентиляторах старого образца), рассчитанных на ручной запуск, может присутствовать только одна рабочая обмотка, однако в современной технике это практически не применяется.

3. Однофазные асинхронные электродвигатели: Теория и практика
Физика процесса: Почему он не крутится сам?
Однофазные асинхронные двигатели питаются от стандартной сети 220В. Статор таких двигателей может иметь однофазную, двухфазную или распределенную обмотку. Рассмотрим базовый случай: на статоре находится только одна рабочая обмотка (Рис. 4, а).
Переменный ток, протекая по обмотке, создает магнитное поле, вектор индукции которого не вращается в пространстве, а лишь пульсирует во времени (меняет амплитуду от \( +\Phi_{max} \) до \( -\Phi_{max} \)).
Пульсирующее магнитное поле амплитудой \( \Phi_m \) можно математически представить как сумму двух векторов, вращающихся в противоположные стороны с одинаковой синхронной частотой \( n_{sync} \):
\[ n_{sync} = \frac{60 \cdot f}{p} \]
где \( f \) — частота сети (50 Гц), а \( p \) — число пар полюсов.
Амплитуда каждого из этих полей равна половине исходного:
\[ \Phi_{pr} = \Phi_{obr} = \frac{1}{2}\Phi_m \]

Прямое поле создает вращающий момент \( M_{pr} \), а обратное — тормозной момент \( M_{obr} \). При неподвижном роторе (скольжение \( s = 1 \)) эти моменты равны по модулю и направлены встречно. Результирующий пусковой момент равен нулю. Двигатель гудит, греется, но стоит.
Однако, если ротор искусственно раскрутить в любую сторону, скольжение относительно «попутного» поля уменьшается, а относительно «встречного» — увеличивается. Баланс сил нарушается, и двигатель продолжает вращение самостоятельно.
Технические решения для пуска
Вручную раскручивать моторы неудобно, поэтому применяют пусковую обмотку. Обычно распределение пазов статора следующее: 2/3 занимает мощная рабочая обмотка, 1/3 — вспомогательная пусковая.
Пусковая обмотка смещена в пространстве на 90 электрических градусов. Чтобы создать вращающееся поле, нужно сдвинуть и фазу тока в ней. Это делается двумя способами:
- Конденсатор (C): Дает мощный пусковой момент и сдвиг фаз близкий к 90°.
- Резистор (R): Более дешевый вариант, но с меньшим моментом.
1. Пуск через сопротивление (Split-Phase)

2. Конденсаторный пуск (Capacitor Start)
В цепь пусковой обмотки включают конденсатор \( C \). Это позволяет получить сдвиг фаз, близкий к идеальным 90°. Пусковой момент получается очень мощным (в 2-3 раза больше номинального).

Важно: Пусковая обмотка в таких схемах не рассчитана на длительную работу. После разгона до 75-80% скорости она должна быть отключена. Для этого используют:
- Центробежный выключатель (механический, стоит на валу внутри мотора на Рис.7).
- Пускозащитное реле (токовое или тепловое, как в холодильниках).
- Электронный таймер.

Ручная реализация пуска с отключением пусковой обмотки: кнопка ПНВС
Если в современных приборах отключением пусковой обмотки занимается автоматическое реле, то в самодельных станках (наждаки, циркулярки) и старой советской технике часто используется гениальное по своей простоте устройство ручного управления — пост ПНВС (Пускатель Нажимной Всепогодный).

Это устройство решает главную проблему запуска: как подать питание на пусковой конденсатор только на момент разгона и тут же его отключить, не используя сложную автоматику.Внутри кнопки расположены три контактные группы:
- Крайние контакты (Фаза и Ноль): Работают в режиме фиксации. При нажатии кнопки «Пуск» они замыкаются и остаются в этом положении, подавая питание на рабочую обмотку.
- Средний контакт (Пусковой): Подпружинен и не имеет фиксации. Он замкнут только пока вы удерживаете палец на кнопке. Как только вы отпускаете кнопку, шток возвращается назад, размыкая цепь пускового конденсатора, в то время как крайние контакты продолжают питать двигатель.
Остановка производится нажатием на соседнюю красную клавишу «Стоп», которая механически сбрасывает фиксацию крайних контактов.
Схема подключения с двумя конденсаторами
Ниже приведена практическая схема подключения электродвигателя с использованием пускового поста ПНВС. Это универсальный вариант, позволяющий получить максимальный крутящий момент.

Разбор элементов схемы:
- Кнопка ПНВС: Центральный контакт замыкается только на время удержания кнопки «Пуск». Именно через него запитывается пусковая цепь. Крайние контакты остаются замкнутыми для питания рабочей обмотки.
- Ср (Рабочий конденсатор): Включен в цепь постоянно. Он обеспечивает сдвиг фаз в рабочем режиме, увеличивая мощность двигателя и снижая гул.
- Сп (Пусковой конденсатор): Подключается параллельно рабочему, но только на 2-3 секунды старта. Его емкость обычно в 2-3 раза больше рабочей, что дает мощный толчок ротору.
- Rп (Разрядный резистор): Важный элемент безопасности! После размыкания кнопки пусковой конденсатор остается заряженным. Резистор (обычно 200–500 кОм) нужен, чтобы плавно разрядить конденсатор после пуска и предотвратить удар током при обслуживании или пробой контактов кнопки при следующем пуске.
4. Конденсаторные двигатели (Постоянное включение)
Конденсаторными называют асинхронные двигатели, у которых вспомогательная обмотка не отключается, а работает постоянно через конденсатор. Их еще называют PSC-моторы (Permanent Split Capacitor).
Конструкция и преимущества
В отличие от чисто «пусковых» схем, здесь обе обмотки часто занимают по 50% пазов статора (Рис. 10). Емкость конденсатора подбирается так, чтобы при номинальной нагрузке двигатель создавал круговое (а не эллиптическое) вращающееся поле.

Плюсы такого решения:
-
- Отсутствие пусковых механизмов (контактов, реле), которые могут пригореть.
- Высокий коэффициент мощности \( \cos \varphi \).
- Тихая работа (из-за отсутствия пульсаций момента).
В этой схеме конденсатор включен в цепь постоянно. Это классический «конденсаторный двигатель».
Особенности: Тихая работа, высокий КПД, но пусковой момент всего 50-70% от номинала.
Где стоит: Бытовые вентиляторы, вытяжки, циркуляционные насосы отопления.2. Двигатель с пусковым конденсатором (CSIR — Capacitor Start Induction Run):Конденсатор работает только в момент пуска (2-3 секунды), после чего отключается реле или центробежным выключателем. После разгона двигатель работает как обычный асинхронный с пульсирующим полем.
Особенности: Очень мощный рывок на старте (300-400%), но более «грубая» работа и низкий КПД.
Где стоит: Бетономешалки, старые холодильники, поршневые компрессоры, мойки высокого давления.3. Двигатель с двумя конденсаторами (CSCR — Capacitor Start Capacitor Run):
Гибридная схема: есть и пусковой (большой емкости, отключается), и рабочий (малой емкости, работает всегда) конденсаторы.
Особенности: Лучшее техническое решение. Сочетает мощный старт CSIR и плавную экономичную работу PSC.
Где стоит: Профессиональные станки, мощные компрессоры, пилорамы, оборудование, которое запускается под нагрузкой.
5. Двигатели с экранированными полюсами (Shaded Pole)
Это самые дешевые и простые электродвигатели из существующих. Вы, вероятно, не слышали это название, но у вас дома их не менее пяти штук: вентилятор в микроволновке, сливной насос в стиральной машине, вентилятор в духовке, фен.
Устройство
У них нет конденсатора и нет вспомогательной обмотки в привычном понимании. Статор имеет явновыраженные полюса. На части каждого полюса (обычно 1/3) надет короткозамкнутый медный виток (экран).

Принцип действия: Согласно закону Ленца, в короткозамкнутом витке наводится ток, который препятствует изменению магнитного потока. В результате магнитный поток в «экранированной» части полюса отстает по фазе от потока в основной части. Это создает эффект «перебегания» магнитного поля от неэкранированной части к экранированной, увлекая за собой ротор.
Характеристики: Очень низкий КПД (20-40%), но исключительная надежность — там просто нечему ломаться.
6. Универсальные коллекторные двигатели (UKD)
Для электроинструмента и пылесосов асинхронные двигатели не подходят — они слишком медленные (макс. 3000 об/мин) и тяжелые. Здесь применяют коллекторные машины переменного тока.
Почему «Универсальные»?
Они могут работать как от переменного (AC), так и от постоянного (DC) тока. Конструктивно это двигатель последовательного возбуждения: ток идет через статор и ротор последовательно.

Особенности при работе на переменном токе:
- Шихтовка статора: Весь магнитопровод (и статор, и ротор) набирается из тонких листов электротехнической стали для борьбы с вихревыми токами Фуко. В обычных DC-моторах статор может быть массивным.
- Реактивный момент: Поскольку полярность меняется 100 раз в секунду (при 50 Гц), направление момента \( M \sim I \cdot \Phi \) сохраняется (минус на минус дает плюс).
- Высокие обороты: Двигатель не привязан к частоте сети 50 Гц. Он может развивать 10 000, 20 000 и даже 30 000 об/мин.
Регулирование оборотов: Осуществляется очень просто — изменением напряжения. Обычно используют симисторные регуляторы (кнопка в дрели) с фазово-импульсным управлением.
7. Шаговые двигатели (Stepper Motors)
Шаговые двигатели — это преобразователи электрических импульсов в дискретное механическое перемещение. В отличие от всех предыдущих типов, они не вращаются непрерывно, а делают «шаги».
Как это работает?
Ротор современного шагового двигателя часто содержит постоянные магниты (гибридный тип) или зубчатое железо. На статоре расположены обмотки (фазы).
а) Фаза А → Ротор ориентируется на север. б) Фазы А+B → Ротор встает между полюсами.

Управление и характеристики Для работы двигателя необходим внешний контроллер (драйвер), который подает прямоугольные импульсы тока на обмотки в строгой последовательности (например, 1-2-3-4). Ротор поворачивается вслед за полем на фиксированный угол.
- Скорость вращения определяется частотой следования импульсов.
- Угол поворота строго зависит от количества поданных импульсов. Стандартный шаг гибридного двигателя составляет 1.8° (200 шагов на оборот).
- Ток удержания: Уникальная особенность шаговых двигателей. Если остановить подачу импульсов, но продолжить подавать постоянный ток в обмотки, вал двигателя фиксируется в текущем положении, работая как электромагнитный тормоз.
8. Сравнительная таблица типов двигателей
| Характеристика | Асинхронный (1-фазный) | Конденсаторный (PSC) | Коллекторный (Универсальный) | С экранированными полюсами | Шаговый |
|---|---|---|---|---|---|
| Тип тока | AC 220В | AC 220В | AC/DC | AC 220В | Импульсный DC |
| Скорость (об/мин) | Фиксирована (~2800) | Фиксирована (~2800) | Высокая (до 30000) | Фиксирована (~2700) | От 0 до ~1000 |
| Пусковой момент | Средний | Низкий/Средний | Очень высокий | Очень низкий | Максимальный |
| Шумность | Низкая (гул) | Очень низкая | Очень высокая (визг) | Низкая | Средняя (гул/писк) |
| Ресурс (без ТО) | 10-20 лет | 10-20 лет | 50-500 часов (щетки) | Вечный (только втулки) | Зависит от подшипников |
| Применение | Насосы, станки | Вентиляция, кондиционеры | Дрели, пылесосы, миксеры | СВЧ-печи, фены | ЧПУ, 3D-принтеры |
9. Интересные факты
- 1. ЭФФЕКТ «РАЗНОСА»: Если включить мощный коллекторный двигатель последовательного возбуждения без нагрузки (без ремня или крыльчатки), он может уйти в «разнос» — обороты будут расти до тех пор, пока центробежная сила не разорвет обмотки якоря. В бытовых пылесосах роль ограничителя играет крыльчатка вентилятора.
- 2. СЕКРЕТ ТИШИНЫ: В дорогих холодильниках используют инверторные двигатели. Это по сути трехфазные моторы, которые питаются от электронной платы, преобразующей бытовые 220В в три фазы нужной частоты.
- 3. САМЫЙ МАССОВЫЙ МОТОР: Двигатель виброзвонка в вашем телефоне — это тоже микродвигатель постоянного тока с эксцентриком на валу.
- 4. ШАГ ЗА ШАГОМ: Если вы принудительно прокрутите вал шагового двигателя рукой, он будет работать как генератор, вырабатывая импульсы напряжения, которые могут сжечь драйвер управления.
- 5. ТОНКАЯ РАБОТА: Зазор между статором и ротором в асинхронных микродвигателях составляет всего 0.2–0.3 мм. Любой износ подшипников приводит к задеванию ротора за статор (клин).
- 6. РЕСУРС ЩЕТОК: Угольные щетки в электроинструменте — это расходный материал. Профессиональный инструмент имеет функцию «отстрела» щеток при их полном износе, чтобы пружина не процарапала коллектор.
- 7. КПД НЕ ГЛАВНОЕ: КПД двигателя с экранированными полюсами (в вашей микроволновке) может быть всего 20%. Остальные 80% энергии уходят в тепло. Но из-за малой мощности (10-20 Вт) этим пренебрегают ради дешевизны конструкции.
10. FAQ: Техническая диагностика и эксплуатация
Диагностика неисправности: Данный симптом указывает на отсутствие вращающегося магнитного поля при наличии пульсирующего. Основные причины:
1. Обрыв фазосдвигающей цепи: Выход из строя пускового/рабочего конденсатора (потеря емкости) или неисправность центробежного выключателя/пускового реле.
2. Механическое заклинивание: Разрушение подшипников или перекос подшипниковых щитов, препятствующий вращению ротора (проверяется проворачиванием вала вручную при обесточенной сети).
3. Межвитковое замыкание: Локальный перегрев обмотки статора.
Появление «кругового огня» свидетельствует о нарушении процесса коммутации (класс коммутации выше 1.5–2 по ГОСТ). Причины:
— Механические: Критический износ щеток, потеря упругости нажимных пружин, эллипсность коллектора или биение вала.
— Электрические: Межвитковое замыкание в секциях якоря или пробой изоляции между ламелями коллектора. Сопровождается запахом озона и почернением пластин.
Технически недопустимо. Фазо-импульсные регуляторы (диммеры) изменяют действующее значение напряжения, но не частоту. Для асинхронной машины вращающий момент пропорционален квадрату напряжения (\( M \sim U^2 \)). Снижение напряжения приводит к критическому падению момента, росту скольжения \( s \) и резкому увеличению токов ротора, что вызывает перегрев обмоток. Для корректного управления требуется частотное регулирование (U/f = const).
При использовании фазосдвигающего конденсатора (схема «Треугольник») магнитное поле статора становится эллиптическим, а не круговым. Это приводит к снижению полезной мощности на валу на 30–40% от номинальной паспортной. Также значительно снижается пусковой момент (до 25–30% от номинального), что делает невозможным пуск механизмов с тяжелыми условиями старта (компрессоры под давлением, нагруженные конвейеры).
Рабочая температура определяется классом изоляционных материалов (ГОСТ 8865). Для большинства машин малой мощности применяются классы:
— Класс B: Предельная температура 130°C.
— Класс F: Предельная температура 155°C.
Таким образом, температура корпуса 70–80°C является штатным режимом. Критическим считается нагрев, вызывающий деструкцию изоляции (потемнение лака, дым).
Простая смена местами питающих проводов (фазы и нуля) не изменит направление вращения, так как пульсирующее поле статора симметрично. Для реализации реверса необходимо изменить направление тока в одной из обмоток относительно другой.
Технически это достигается переключением (рокировкой) начал и концов только пусковой (вспомогательной) обмотки. Если двигатель имеет всего два вывода наружу (обмотки соединены внутри корпуса), реверсирование без вскрытия и перепайки схемы невозможно.
Подбор емкости — это поиск баланса для создания кругового поля при определенной нагрузке.
— Емкость ниже нормы (\( C < C_{nom} \)): Магнитное поле становится эллиптическим. Двигатель теряет мощность, «вязнет» под нагрузкой и издает характерный низкочастотный гул.
— Емкость выше нормы (\( C > C_{nom} \)): Увеличивается пусковой момент, но нарушается фазовый сдвиг в рабочем режиме. Это приводит к протеканию чрезмерных токов через вспомогательную обмотку. Итог: двигатель перегревается и сгорает даже без внешней нагрузки.
Заключение
Электродвигатели 220В и малой мощности — это невидимый фундамент нашего комфорта. Их эволюция продолжается: на смену простейшим асинхронным моделям приходят энергоэффективные двигатели с постоянными магнитами (BLDC) и интеллектуальным управлением. Однако классические конденсаторные и коллекторные моторы еще долго будут оставаться в строю благодаря своей простоте, ремонтопригодности и низкой стоимости.
Нормативная база и стандарты
- ГОСТ IEC 60034-1-2014 — «Машины электрические вращающиеся. Номинальные данные и характеристики». (Основной межгосударственный стандарт).
- ГОСТ 16264.1-2016 — «Двигатели асинхронные. Общие технические условия».
- ГОСТ IEC 60335-1-2024 — «Бытовые и аналогичные электрические приборы. Безопасность». (Определяет требования к защите от поражения током и перегрева моторов внутри техники).
- ГОСТ 27471-87 — «Машины электрические вращающиеся. Термины и определения».
Список литературы
-
- Копылов И. П. Электрические машины: Учебник для вузов. — 6-е изд. — М.: Высшая школа, 2018. (Фундаментальная теория).
- Кенасовидес А. Справочник по ремонту однофазных двигателей. — М.: Додэка-XXI, 2009. (Практическое руководство по ремонту и схемам).
- Кацман М. М. Электрические машины: Справочник. — М.: Академия, 2019.
