Инновации в уличном освещении – своевременный ответ на государственный призыв к энергоэффективности и рациональное использование энергоресурсов. Это также и превосходная гарантия безопасности для потребителей и пешеходов, ведь зачастую именно освещенность российских автодорог становится одной из главных причин при неблагоприятных ситуациях, которые можно избежать. Примечательно, что именно Россия сейчас один из лидеров по внедрению уличного освещения дорог.
Светодиодные осветительные приборы обладают самыми высокими показателями световой эффективности и удобством формирования любых пространственных диаграмм распределения силы света. Инновационная технология применения светодиода в качестве источника света в светотехнических изделиях позволяет преобразовывать энергию электрического тока непосредственно в световое излучение. Для сравнения: лампы накаливания преобразуют только 5 процентов в видимый свет, и почти 95 процентов потребляемой энергии – в тепло.
Безусловно, светодиодный источник света открывает несоизмеримо большие возможности при конструировании светового прибора по сравнению с другими лампами. Наряду с рекордными показателями световой отдачи, это обстоятельство и позволило вывести LED-светильники на улицы наших городов и начать острую конкуренцию со светильниками прежних версий - лампами ДРЛ, МГЛ и ДНаТ.
По мнению ученых, лампы ДНаТ не оптимальны как с точки зрения качества освещения (характерный оранжевый цвет, искажающий цветопередачу), так и с точки зрения экономии электроэнергии. Но основная задача дорожного освещения – это безопасность, снижение уровня аварийности. Есть интересные наблюдения специалистов о том, что даже ярко-красная куртка пешехода под светом натриевых ламп выглядит серо- коричневой и сливается с окружающей средой. А это напрямую влияет на безопасность дорожного движения.
В данном случае у светодиодов тоже есть преимущество перед традиционно используемыми лампами ДРЛ и ДНаТ. Данные светильники обладают белым спектром, который улучшает видимость и восприятие глазом, а высокая цветопередача светодиодных светильников сохраняет цвета объектов естественными. Кстати, один из самых главных критериев света – индекс цветопередачи, который у старых ламп довольно низкий - около 25 Ra. Эталонным считается солнечный свет, индекс цветопередачи которого – 100 Ra. Светодиодные светильники имеют индекс цветопередачи, приближенный к 75 Ra, а это втрое выше, чем у светильников на люминесцентных и натриевых лампах. Кроме того, светильники на основе ламп ДНаТ плохо разгораются при минусовых температурах - уже при минус 25°С лампы разгораются медленно и тускло, что влечет за собой рост энергопотребления. А ведь в России очень много регионов, где температура воздуха бывает еще ниже. Тогда как работа LED-светильников практически не зависит от погоды. Еще одним важным показателем, от которого зависит качество освещения, является диаграмма распределения света, так называемая КСС. Светильники на лампах ДНаТ отличаются неравномерностью освещения, то есть светильник освещает и много «лишней» территории. Светильники с широкой диаграммой освещают пространство не только под опорой, но и между опорами. Соответственно, светодиодные светильники выигрывают и в этом смысле, равномерно распределяя освещенность.
Светодиоды на дорогах уже прошли свой испытательный срок и теперь они готовы стать массовой серией продукции. Примеры реализации таких проектов есть сейчас у многих крупных производителей светодиодной светотехники, и они подкреплены реальными итогами.
Агрессивное воздействие внешней среды: осадки, пыль, копоть, выхлопные газы, частицы масла, антифризов, несгоревшего топлива компания ликвидирует несколькими решениями. Светильники отличаются абсолютной герметичностью, обладают высокой защитой от попадания внутрь влаги и пыли (IP 67 — для Plant, IP66 — для Road) и не подвержены коррозии. Кроме того, они гарантируют полную защиту от агрессивных воздействий окружающей среды благодаря прочному корпусу и поликарбонатному стеклу. Для Plant используется анодное покрытие, для Road — металло-порошковое
Сети электроэнергии в нашей стране отличаются отсутствием стабильного напряжения. И важно, чтобы, чтобы блок питания был устойчив к скачкам напряжения. Светильники имеют особый специально разработанный источник питания для работы в сетях со скачками напряжения выше указанных в ГОСТе. Драйвер оснащен защитой от коротких замыканий, импульсных помех (сеть до 1 тыс. В), имеет обширный диапазон питающих напряжений (150–265 В).
Светодиодные светильники уличного освещения работают при температуре от -60 °C до +60 °C, имеют систему отвода тепла, функция термостатирования. Светильники ТМ«АтомСвет» можно использовать даже в самых критических климатических зонах. Они обладают равномерным светом благодаря оптике с КСС типа широкой, широкой боковой (А). Светодиодные светильники имеют более высокий индекс цветопередачи, чем натриевые и ртутные лампы. Имеют защитный угол. Предельная сила света для углов 80 и 90 градусов, соответствует требованиям ГОСТ Р 54350-2011Срок службы светодиодов превышает 50 000 часов. Светильник не требует обслуживания на протяжении всего срока эксплуатации. Конструкция светильников позволяет им стойко переносить удары и вибрации.
Светильники ТМ«АтомСвет» представлены в разных модификациях и модульном исполнении. Они предназначены для освещения шоссе, магистральных улиц и дорог общегородского и районного значения (категории А, Б и В)/ «Атомсвет» успешно выпускает светильники для спортивных площадок, парковых зон, разгонных полос, АЗС, а также тоннелей. Для светодиодного наружного освещения вспомогательных производственных объектов и объектов ЖКХ может использоваться светильник AtomSvet®Utility..
Наличие системы защиты от перегрева за счет измерения температуры корпуса светильника с применением встроенных датчиков и автоматического управления режимом работы драйвера.
Система линз, интегрированная в защитное покрытие, изготовлена из особого поликарбоната немецкого химического концерна Bayer – Makrolon ® LED, с коэффициентом светопропускания не менее 87 процентов. Высокий индекс цветопередачи: улучшение видимости на дорогах. Защитный угол светильника не менее 15°. В нем отсутствует мерцание (стробоскопический эффект).
Светодиодные светильники уже успешно зарекомендовали себя на многих магистралях России. Компания «АтомСвет Энергосервис» реализовала в 2014–2015 годах проект по освещению федеральной трассы М-55 «Иркутск – Улан-Удэ – Чита», где установлены, в общей сложности, 523 светильника модели Plant 03-100-140 (световой поток 13 600 лм, мощность 140 Вт). Помимо высоких показателей экономичности и качества освещения, эти светильники характеризуются высокой степенью защиты от пыли и влаги (IP67), что значительно увеличивает срок службы светильников наружного освещения. Кроме того, немаловажным достоинством светильников, предназначенных для наружного освещения, является их малый вес. Так, светильники Plant весят всего лишь 6,4 кг, что снижает нагрузку на опоры освещения в сравнении со светодиодными светильниками других производителей. Производимые компанией «АтомСвет» светильники могут быть интегрированы с автоматизированными системами управления наружным освещением (АСУНО), в частности с наиболее часто применяемой на российских дорогах АСУНО «Кулон» (разработчик «Сандракс»). Использование автоматизированных систем в сочетании с широкими возможностями диммирования (изменения светового потока) светодиодных светильников является важным дополнительным фактором экономии электроэнергии при использовании светодиодных светильников. В настоящее время компания реализует проект с использованием диммируемых светильников под АСУНО «Кулон-Д» для ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства.
Казалось бы, все способствует тому, чтобы российские дороги как можно скорее становились качественными и комфортными, в том числе и по освещенности. Однако, производители систем освещения говорят, что на пути продвижения инновационных решений возникают совсем не типичные препятствия. Главными препятствиями к широкому применению высокотехнологичных систем освещения на территории РФ является высокая стоимость такого оборудования, отсутствие общероссийской нормативной базы, регламентирующей принципы применения и производства данного вида продукции, а также недальновидность проектировщиков, которые не нацелены на активное применение новых технологий. Отдавая предпочтение типовым решениям прошлых поколений, проектные организации, разрабатывающие новые схемы дорог и магистралей, нередко значительно увеличивают время подготовки проекта, ухудшают качество проводимых дорожных работ и провоцируют увеличение бюджетных расходов. К сожалению, часто освещение финансируют по остаточному принципу. Это в корне неправильно, ведь дороги – одна из самых сложных сфер освещения, здесь требуются детальные разработки конструкции, оптики, учет всех нюансов проезжей части и многое другое. Разработчики новых технологий со своей стороны говорят, что техническая сторона светодиодного освещения уже совершенна. И при желании заказчик вполне может найти продукцию с параметрами, адекватными поставленным задачам.
Влияние освещения на работоспособность человека |
Свет на дорогах должен быть «умным» |
Встраиваемые светильники |