Наибольшее распространение имеет трехфазный асинхронный электродвигатель. Электродвигатели постоянного тока и синхронные применяются редко.
Большинство электрифицированных машин нуждаются в приводе мощностью от 0,1 до 10 кВт, значительно меньшая часть — в приводе мощностью в несколько десятков кВт. Как правило, для привода рабочих машин используются короткозамкнутые трехфазные электродвигатели. По сравнению с фазным такой электродвигатель имеет более простую конструкцию, меньшую стоимость, большую надежность в эксплуатации и простоту в обслуживании, несколько более высокие эксплутационные показатели (коэффициент мощности и коэффициент полезного действия), а при автоматическом управлении требует простой аппаратуры. Недостаток короткозамкнутых электродвигателей — относительно большой пусковой ток. При соизмеримости мощностей трансформаторной подстанции и электродвигателя его пуск сопровождается заметным снижением напряжения сети, что усложняет как пуск самого двигателя, так и работу соседних токоприемников.
Наряду с трехфазными асинхронными короткозамкнутыми электродвигателями основного исполнения применяются также отдельные модификации этих двигателей: с повышенным скольжением, многоскоростные, с фазным ротором, с массивным ротором и т. д. Электродвигатели с фазным ротором применяют и в тех случаях, когда мощность питающей сети недостаточна для пуска двигателя с короткозамкнутым ротором.
Механические характеристики асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором в значительной мере зависят от формы и размеров пазов ротора, а также от способа выполнения роторной обмотки. По этим признакам
Рис. 1. Кривые моментов M = f(S) асинхронных электродвигателей
различают электродвигатели с нормальным ротором (нормальная беличья клетка), с глубоким пазом и с двумя клетками на роторе. Конструкция ротора короткозамкнутых асинхронных электродвигателей общего назначения мощностью свыше 500 Вт предопределяет явление вытеснения тока в обмотке, эквивалентно увеличению ее активного сопротивления. Поэтому, а также вследствие насыщения магнитных путей потоков рассеивания такие электродвигатели (в первую очередь обмотки ротора) обладают переменными параметрами и аналитические выражения их механических характеристик усложняются. Увеличение активного сопротивления ротора в период пуска вызывает увеличение начального пускового момента при некотором снижении силы начального пускового тока (рис. 1).
Номинальный режим электродвигателя соответствует данным, указанным на его щитке (паспорте). В этом режиме двигатель должен удовлетворять требованиям, установленным ГОСТом.
Существует восемь различных режимов работы, из них основными можно считать:
· продолжительный номинальный режим;
· кратковременный номинальный режим с длительностью рабочего периода 10, 30 и 90 мин;
· повторно-кратковременный номинальный режим с продолжительностью включения (ПВ) 15, 25, 40, 60%, с продолжительностью одного цикла не более 10 мин.
Номинальной мощностью Рн электродвигателя называется указанная на щитке полезная механическая мощность на валу при номинальном режиме работы. Номинальная мощность выражается в Вт или кВт.
Номинальная частота вращения nн вала электродвигателя называется указанное на щитке число оборотов в минуту, соответствующее номинальному режиму.
Номинальный момент вращения — момент, развиваемый двигателем на валу при номинальной мощности и номинальной частоте вращения:
где:
Мн — номинальный момент вращения, Н·м (1 кгс·м = 9,81 Н·м ≈ 10 Н·м);
Рн — номинальная мощность, кВт;
nн — номинальная частота вращения, об/мин.
Номинальный к.п.д. hн электродвигателя — отношение его номинальной
мощности к мощности, потребляемой им из сети при номинальном напряжении:
где:
Рн — номинальная мощность, кВт;
Uн — номинальное (линейное) напряжение, В;
Iн — номинальная сила тока, А;
cosφн — номинальный коэффициент мощности.
Номинальной силой тока электродвигателя называется сила тока, соответствующая номинальному режиму. Действительное значение силы тока при номинальном режиме может отличаться от указанного на щитке электродвигателя в пределах установленных допусков для к.п.д. и коэффициента мощности.
Максимальный вращающий момент электродвигателя — наибольший вращающий момент, развиваемый при рабочем соединении обмоток и постепенном повышении момента сопротивления на валу сверх номинального при условии, что напряжение на зажимах двигателя и частота переменного тока остаются неизменными и равными номинальным значениям.
Начальный пусковой вращающий момент электродвигателя — момент вращения его при неподвижном роторе, номинальных значениях напряжения и частоты переменного тока и рабочем соединении обмоток.
Минимальным вращающим моментом электродвигателя в процессе пуска называется наименьший вращающий момент, развиваемый двигателем при рабочем соединении обмоток и частоте вращения в пределах от нуля до значения, соответствующего максимальному вращающему моменту (напряжение на зажимах двигателя и частота переменного тока должны оставаться неизменными и равными их номинальным значениям).
Номинальная частота вращения вала электродвигателя является следующим за мощностью параметром, от которого в значительной мере зависят конструктивное оформление, габариты, стоимость и экономичность работы электропривода. Наиболее приемлемыми в диапазоне мощностей от 0,6 до 100 кВт являются частоты вращения 3000, 1500 и 1000 об/мин (синхронные). Электродвигатели с частотой вращения 750 об/мин (восьмиполюсные) малых мощностей имеют низкие энергетические показатели. При одинаковой мощности электродвигатели с более высокой частотой вращения имеют более высокие значения к.п.д. и cosφ, а также меньшие размеры и массу, что определяет их меньшую стоимость.
Сила тока холостого хода I0 в значительной мере определяется силой намагничивающего тока I0Р. приближенно можно считать I0 = I0P . Для машин
основного исполнения относительное значение силы тока холостого хода
I0 = (0,2—0,6)Iн (оно тем больше, чем меньше номинальная частота вращения и мощность электродвигателя). Зависимость тока холостого хода от частоты вращения электродвигателя приведена в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Токи холостого хода для двигателей основного исполнения
Мощность, кВт | Среднее значение токов холостого хода (в долях от силы номинального тока) при синхронной частоте вращения, об/мин | ||||
3000 | 1500 | 1000 | 750 | 600 | |
0,5—1 | 0,4 | 0,55 | 0,6 | — | — |
1,1—5 | 0,35 | 0,5 | 0,55 | 0,6 | — |
5,1—10 | 0,25 | 0,45 | 0,5 | 0,55 | 0,6 |
10,1—25 | 0,2 | 0,4 | 0,45 | 0,5 | 0,55 |
25,1—50 | 0,18 | 0,35 | 0,4 | 0,45 | 0,5 |
Если известны номинальный коэффициент мощности и кратность максимального момента mк, то сила тока холостого хода при номинальном напряжении
I1н — ток статора при номинальной нагрузке, А.
При номинальных напряжениях и частоте переменного тока сила тока холостого хода от изменения нагрузки практически не зависит. Определить из опыта I0 нетрудно, если электродвигатель не соединен с рабочей машиной. По значению I0 можно в известной мере судить о состоянии электродвигателя, в частности после его ремонта.
К.п.д. электродвигателя при различной степени нагрузки
с достаточной для практических расчетов точностью определяют по формуле:
— коэффициент потерь, представляющих собой отношение постоянных потерь к переменным при номинальной нагрузке.
К постоянным потерям, практически не зависящим от нагрузки, относятся механические потери, и потери в стали, к переменным — электрические потери в обмотках, зависящие от силы тока нагрузки, и добавочные потери — не учтенные ранее перечисленными видами потерь. Постоянные потери в значительной степени зависят от числа полюсов двигателя и его мощности.
Переменные потери при номинальной нагрузке определяют с помощью каталожных данных, приведенных в таблице 2.2.
где:
Рн — номинальная мощность двигателя;
ΔРн — полные потери двигателя при полной нагрузке;
ΔР0 — постоянные потери (Δm0= Δmмех + Δm–).
Таблица 2.2. Усредненное значение постоянных потерь мощности, рекомендуемое для практических расчетов
Число полюсов | Номинальная мощность Рн, кВт | Механические потери DРмех, %Рн | Потери в стали DРс, %Рн | |||
в пределах | рекомендуемые при расчетах для электродвигателей типов | в пределах | рекомендуемые при расчетах | |||
А2 | АО2 | |||||
2 | 10 40 | 0,7—4,9 | 0,9 | 3,4 | 3,1—3,9 2,0—2,9 | 3,5 2,5 |
4 | 10 40 | 0,4—1,4 | 0,5 | 0,9 | 3,0—5,6 2,2—3,4 | 4,3 2,8 |
6 | 10 40 | 0,32—0,82 | 0,44 | 0,6 | 3,0—6,0 2,1—3,0 | 4,5 2,6 |
8 | 10 40 | 0,25—0,62 | 0,3 | 0,45 | 3,5—4,8 2,0—3,3 | 4,2 2,6 |
При наличии кривой к.п.д. в функции нагрузки касательная к этой кривой в начальной точке отсекает на горизонтали, проведенной на уровне η + 1, отрезок р0, равный в масштабе абсцисс постоянным потерям (рис. 2).
Коэффициент мощности cosφ1 существенно зависит от реактивной мощности, потребляемой из сети, и степени нагрузки двигателя. Реактивная мощность, потребляемая из сети,
где:
Q'p, q1, q2— реактивная мощность, расходуемая на образование соответственно основного магнитного поля двигателя, полей рассеивания обмоток статора и ротора. Основную часть реактивной мощности составляет мощность Q'p которая из-за наличия воздушного зазора значительно больше, чем в трансформаторах, и определяет относительно большое значение намагничивающего тока: I0 = (0,2—0,6)Iн .
Обычно у трехфазных асинхронных электродвигателей при номинальной нагрузке cosφ1н= 0,7—0,92. Большие значения коэффициента мощности относятся к мощным двигателям с числом полюсов 2p = 2 и 4. При уменьшении нагрузки cosφ1 уменьшается до значения cosφ10 ≈ 0,09—0,18 при холостом ходе. Средние значения cosφ и к.п.д. трехфазных электродвигателей даны в таблице 2.3.
Рис. 2. Изменение к.п.д. асинхронного электродвигателя
в зависимости от нагрузки на валу
Таблица 2.3. Практические пределы значений к.п.д. и cos j трехфазных асинхронных двигателей основного исполнения
Мощность, кВт | Синхронная частота вращения, об/мин | К.п.д. | cosφ |
0,8—1,1 | 3000 | 0,78—0,795 | 0,86—0,87 |
0,6—1,1 | 1500 | 0,72—0,78 | 0,76—0,8 |
0,4—1,1 | 1000 | 0,68—0,76 | 0,65—73 |
1,5—7,5 | 3000 | 0,805—0,87 | 0,88—0,89 |
1500 | 0,80—0,885 | 0,81—0,87 | |
1000 | 0,79—0,87 | 0,75—0,82 | |
2,2—7,5 | 750 | 0,795—0,865 | 0,69—0,81 |
10—22 | 3000 | 0,88—0,89 | 0,88—0,9 |
1500 | 0,885—0,9 | 0,87—0,9 | |
1000 | 0,87—0,9 | 0,86—0,9 | |
750 | 0,87—0,9 | 0,79—0,84 | |
30—55 | 3000 | 0,89—0,91 | 0,9—0,92 |
1500 | 0,905—0,925 | 0,88—0,92 | |
1000 | 0,9—0,925 | 0,88—0,92 | |
750 | 0,9—0,925 | 0,84—0,9 |
Для к.п.д. и коэффициента мощности допускаются следующие отклонения: к.п.д. (η) машин мощностью до 50 кВт включительно: –0,15 (1 – η);
к.п.д. машин мощностью свыше 50 кВт: –0,1(1 – η);
коэффициента мощности (cosφ):
, но не менее 0,02 и не более 0,07 по абсолютному значению.
Скольжение при номинальной нагрузке трехфазных асинхронных электродвигателей основного исполнения обычно составляет от 1,5 до 6,6%. Большие значения скольжения относятся к меньшим значениям мощности двигателя (табл. 2.4). Требование малой Sн связано с получением высокого к.п.д. и приводит к необходимости иметь малое активное сопротивление обмотки ротора.
Таблица 2.4. Частота вращения ротора трехфазного асинхронного электродвигателя основного исполнения при номинальной нагрузке и стандартной частоте тока 50 Гц
Число полюсов | Частота вращения поля статора (синхронная) nc, об/мин | Частота вращения вала ротора nн |
2 | 3000 | 2815—2940 |
4 | 1500 | 1400—1470 |
6 | 1000 | 930—985 |
8 | 750 | 720—740 |
10 | 600 | 580—585 |
Примечания:
1. В таблице приведены данные для двигателей мощностью от 1,1 до 100 кВт.
2. В серии А2 10-полюсные электродвигатели на синхронную частоту вращения 600 об/мин выпускаются с наименьшей мощностью 17 кВт.
3. Двигатели на 12 полюсов и более выполняют преимущественно мощностью выше 100 кВт.
При номинальном значении напряжения и частоты переменного тока скольжение с изменением нагрузки в пределах от холостого хода до номинальной практически изменяется пропорционально нагрузке (для двигателей, имеющих кратность максимального момента mк ≥ 1,6):
S = bSн,
где:
b — степень загрузки.
При работе электродвигателя с пульсирующей или ударной нагрузкой для
лучшего использования маховых масс целесообразно увеличивать номинальное скольжение. У электродвигателей с повышенным скольжением серии А2 и АО2 номинальное скольжение в зависимости от типоразмера и частоты вращения находится в пределах 6,6—16%.
Критическое скольжение Sк — величина скольжения, соответствующая максимальному моменту электродвигателя. Может быть определена по каталожным данным из выражений:
где:
mк — кратность максимального момента;
mn — кратность начального пускового момента;
Sн — относительное значение номинального скольжения.
Приближенно критическое скольжение
При значениях:
mк | 1,6 | 1,8 | 2,0 | 2,5 | 3,0 |
Sк/Sн | 1,85 | 3,33 | 3,73 | 4,8 | 5,8 |
В среднем можно считать Sк = (4—5)Sн.
Начальная скорость нарастания температуры Δτ, °С/с, обмотки статора короткозамкнутых электродвигателей при заторможенном роторе и номинальном напряжении (без учета отдачи тепла)
где:
ki — кратность начального пускового тока по отношению к номинальному; γ1 — плотность тока (А/мм2) в обмотке статора при номинальной нагрузке; N — коэффициент, равный (для медной обмотки) 200, если процесс нарастания температуры начинается при холодном состоянии двигателя, и 145 — при нагретом состоянии двигателя.
При средних величинах ki = 6—7 и g1 = 5—6 А/мм2 интенсивность нарастания температуры (в нагретом состоянии двигателя) составляет:
Δτ = 5,45—10,6°С/с.
Для трехфазных асинхронных двигателей серии А2 и АО2 при пуске температура обмоток статора нарастает со скоростью не более 7°С/с. В таком случае пребывание двигателя под пусковым током возможно без вреда для изоляции в течение 10—15 с.
Напряжение трехфазных асинхронных электродвигателей должно соответствовать стандартам на данный вид электрической машины. Электродвигатели серии А2 и АО2 мощностью до 100 кВт выпускаются на напряжение 220 Δ, 380 Y и 500 Y В по требованию.
Трехфазные двигатели сельскохозяйственной серии АО2-СХ мощностью 2,2—10 кВт выпускают на 380 Y и мощностью 13—30 кВт при 1500 об/мин — на 380 Δ В.
Трехфазные двигатели серии 4А мощностью 0,12—0,37 кВт рассчитаны на напряжение 220 Δ, 380 Y, а мощностью 0,55—110 кВт — на 220 Δ, 380 Y и 380 Δ, 660 Y В.
Трехфазные асинхронные электродвигатели серии Д мощностью от 0,25 до 4 кВт основного исполнения поставляют для напряжений 220 Δ, 380 Y В.
На напряжение 380 В изготавливаются асинхронные двигатели мощностью до 400 кВт, поэтому применение напряжений 3 и 6 кВ необходимо только для более мощных двигателей.
Асинхронные электродвигатели |
Ультрафиолетовое облучение. Технические характеристики, виды облучателей. |
Прожекторы. Технические характеристики, маркировка. |