Молниезащита
Кабель и провод
Статьи / Кабель и провод / Бортовой провод: применение и монтаж
  25.06.24  |  

Бортовой провод: применение и монтаж

В авиационной технике и при прокладке бортовой электрической сети на воздушном судне используются специальные, высококачественные и надежные кабели – бортовые провода. Они имеют повышенную прочность и гибкость, малый вес и диаметр, чтоб облегчает их монтаж в оборудовании и аппаратуре, в труднодоступных местах. Бортовые провода выдерживают резкие колебания температурного режима, сохраняя при этом свои свойства, на них не появляются трещины при воздействии низкой температуры, сильной вибрации, ударных или акустических нагрузок.


Технические особенности


Изделия производят с однопроволочным или многопроволочным гибким проводником, могут быть экранированными (покрытыми защитной оболочкой) или неэкранированными. Бортовые кабели отличаются:



  • повышенной стойкостью к истиранию, перегибам и продавливанию;

  • устойчивостью к воздействию химических средств, влажной среде;

  • способностью выдерживать нагрузку в 6 000 Вольт;

  • возможностью бесперебойно функционировать на частоте в 5 500 кГц.


Конструктивно состоят из одной или нескольких центральных токопроводящих жил из луженой посеребренной или никелированной меди, изоляционного слоя из стеклофторопласта со стеклонитями либо нескольких слоев полимидофторопласта. Снаружи кабель может быть экранирован хлопковой оплеткой с медной проволокой или защищен стальным проволочным экраном. В зависимости от разновидности бортового кабеля, у него может быть дополнительное защитное покрытие из кремнийорганической резины, которая делает изделие максимально устойчивым к высоким температурам и их перепадам.


Сфера применения бортовых кабелей


Кабели предназначены для внутриприборного и межприборного монтажа электроустройств и выводных концов электрической аппаратуры авиатехники, для создания бортовой электросети на самолетах СУ-27, ТУ-334, ИЛ-96-300. Благодаря своим техническим свойствам и высокому качеству, они успешно применяются в космической отрасли, а также в тех сферах, где важна устойчивость кабелей к химическому воздействию (масло, бензин), агрессивным средам, высоким температурам (пожарам, бортовые провода не поддерживают и не распространяют горение). Помимо того, что изделия обеспечивают работоспособность бортовых приборов и систем космического и авиационного оборудования, они могут использоваться в машинах с подвижными составами и банями, так как они обладают хорошей гибкостью и не боятся повышенной влажности.


Монтаж


Монтаж бортовых кабелей и проводов требует профессионализма и внимания к деталям для обеспечения надежной работы электрооборудования. Как правило, бортовые кабели монтируют для соединения приборов бортовых радиоэлектронных устройств и аппаратуры между собой, а также для межблочного монтажа, установки в местах с повышенной влажностью. Условия монтажа зависят от разновидности проводов, их эксплуатационных характеристик.


Кабели БПВЛ монтируют при обустройстве бортовой электрической сети с максимальным напряжением постоянного тока 250 В и переменного тока не более 500 В. БИФМ – облегченные бортовые провода, используют для фиксированного монтажа бортовой электрической сети авиационной техники. Бортовой провод БИФ предназначен для бортового монтажа с фиксацией, может эксплуатироваться при температуре от -60С до +200С. БПВЛ, БПВЛЭ, БПВЛМ, БПВЛМЭ можно монтировать в местах, где максимальная температура окружающей среды достигает +70С, в том числе с повышенной влажностью.



Другие статьи:

Работы по электрике: разводка электропроводки, испытания кабельных линий
Современное производство кабеля в России
Противопожарный кабель: назначение и критерии выбора