Молниезащита
Электропривод
Статьи / Электропривод / Ремонт сердечников статора и ротора

Ремонт сердечников статора и ротора

Ремонт сердечников статора и ротора
При ослаблении прессовки и посадки сердечника ротора, а также нарушении изоляции листов стали чаще всего производят полную перешихтовку магнитного сердечника, т.е. разбирают пакеты на отдельные листы, очищают их от старой изоляции, покрывают изоляционным лаком с последующей сушкой, сборкой и отделкой сердечника.

При ремонте сердечников статора и ротора, поврежденных в результате сильного нагрева, нарушается часть обмотки, ослабляется прессовка пакетов и уменьшается ширина воздушных каналов. Эти неисправности устраняют (после выемки поврежденной обмотки) опрессовкой ослабленных пакетов сердечника.

В крупных машинах местный нагрев сердечника может привести к выгоранию отдельных частей стали с нарушением изоляции обмоток и оплавлению проводников. При выгорании больших участков стали сердечника необходим капитальный ремонт статора с полной перешихтовкой листов стали и заменой поврежденных пакетов. Если в результате выгорания и оплавления стали в зубцовой зоне повреждена небольшая поверхность, то в отдельных случаях обходятся без перешихтовки пакета: вынимают обмотку из поврежденного и соседних с ним пазов, определяют точную зону повреждения, зубилом вырубают поврежденные части стали и весь участок обрабатывают наждачным (корундовым) бруском. После этого шабером расчищают и удаляют заусенцы. Листы стали обрабатывают и расчищают с большой осторожностью во избежание попадания опилок на изоляцию оставленных в пазах обмоток. Тщательно протирают очищенные участки стали и окрашивают их жидкоразведенным покровным лаком марки 316 или 462.




В крупных машинах в зазоры между листами на всем поврежденном участке устанавливают изоляционные прокладки из слюды толщиной 0,05 — 0,07 мм на глубину 10 — 15 мм. Ослабление прессовки устраняют, забивая в зубцы ослабленных пакетов тонкие клинья из твердого изоляционного материала. При искривлении вентиляционных каналов в пакетах статора или ротора их выправляют, забивая клинья между распорками. Распущенные листы стали по краям каналов опиливают. В случае ослабления шпоночного соединения пакета ротора на валу шпонку заменяют новой, более широкой, чем старая. Для подгонки и установки новой шпонки вал выпрессовывают. По размерам новой шпонки фрезеруют шпоночную канавку на валу и в листах пакета. Если в последних канавка не сработалась, то новую шпонку делают ступенчатой.

После ремонта следует убедиться в симметричном расположении активной стали ротора относительно активной стали статора. После полной перешихтовки и частичного ремонта сердечника и в случае перемотки статора перед укладкой новой обмотки сердечник испытывают на нагрев под действием вихревых токов. Для этого на статор наматывают несколько витков гибкого кабеля, через которые пропускают переменный ток от сети. В статоре создается магнитный поток, и потери в стали нагревают сердечник. Если повреждение устранено не полностью и остались замкнутые между собой листы, то нагрев будет неравномерным (поврежденные места нагреваются сильнее). Нагрев контролируют термопарами, установленными равномерно по расточке статора и, кроме того, в местах, подвергавшихся ремонту. Если через 1 ч 20 мин после начала испытания температура сердечника повышается более чем на 45 °С или разница температур отдельных зубцов превышает 30 °С, то сердечник разбирают и листы лакируют. Для ремонта активной стали применяют электротехническую слабо- и среднелегированную сталь марок Э-12, Э-21 для машин мощностью до 100 кВт и марки Э-31 — для машин большой мощности.


Другие статьи:

Сборка электродвигателей и установка подшипников скольжения
Разборка электродвигателей
Выбор преобразователя частоты и софтстартера