Молниезащита
Новости
Пресс-центр / Новости / ЛЭП уйдут под землю




207208

ЛЭП уйдут под землю

ЛЭП уйдут под землю

Мало кто раньше, по всей видимости, задумывался и о том вреде, который может причинить окружающей среде и здоровью человека электромагнитное излучение, исходящее от ЛЭП. Зато нынешние москвичи, начитавшись и наслушавшись страшных историй, перекрывают даже магистрали, таким образом выражая свой протест. Как было недавно, например, в Митино. Правда, особого результата акция протеста не принесла. Район украсили новые мощные опоры, как будто специально поставленные, чтобы навести страх на и так уже напуганных местных жителей.


- Действительно, в результате работы линий электропередачи образуется остаточное излучение, - рассказал "РГ" директор по инженерному обеспечению ГУП "Управление перспективных застроек" Валерий Абрамушкин. - Не буду сейчас комментировать, насколько оно вредно. Однако существуют специальные санитарные зоны, которые отделяют ЛЭП от жилых кварталов и различных построек.


Именно этому ГУПу поручат стать техническим заказчиком в разработке среднесрочной программы комплексного развития территорий Москвы, занимаемых электроподстанциями, а также территорий, находящихся в зоне действия воздушных линий электропередачи. Концепция программы недавно обсуждалась на заседании столичного правительства и была поддержана мэром.


Будущим проектировщикам предстоит поистине колоссальная работа. Надо прежде всего определить, что кому принадлежит, и уже с собственниками вести переговоры о переносе. На территории Москвы непосредственно линии электропередачи и опоры принадлежат либо МОЭСК, либо ФСК ЕЭС России. Земли под опорами оформлены в долгосрочную аренду МОЭСК. А земли под линиями находятся уже в собственности города. Существуют еще прилегающие территории - санитарные и технические зоны.


- В России в настоящее время существует единственный распорядительный документ - правительственное постановление, определяющее, что такое техническая зона, и регламентирующее, что там вообще должно быть, - говорит Абрамушкин. - Это территории, специально отведенные для того, чтобы был свободный доступ для специалистов, обслуживающих лэп с целью ремонта и профилактики. По ним не могут проходить дороги, размещаться склады, гаражи, предприятия, оказывающие какие-либо услуги. На самом же деле правительственное постановление нарушается, как говорится, на каждом шагу. Что только сегодня под лэп не понастроено? Открытые автостоянки, автосервисы, заправки, мойки, очень много гаражных кооперативов. И везде есть владелец, который не просто самовольно занял землю, но и получил ее на определенных правах. Со всеми нужно разбираться. Выводить гаражные кооперативы. Они там построены давно, на законных основаниях.


Что же получит Москва, если проект будет реализован? Повысится безопасность самих лэп и подстанций. Сегодня провода и проводники электричества ничем не защищены. То есть мокнут под дождем и обрываются под тяжестью налипающего на них зимой снега. Естественно, под землей таких проблем не будет. К тому же исчезнет электромагнитное излучение. При переносе под землю питающих центров будет использоваться новое оборудование, более современное и надежное. Ну а высвобожденные территории, пойдут, соответственно, под застройку.


Кстати, первый проект по переносу ЛЭП в Москве уже существует - в Северо-Восточном округе. По словам префекта Ирины Рабер, пилотными районами, где начнется перекладка линий электропередачи, станут Алтуфьево, Бибирево, Южное и Северное Медведково. Там их будут убирать в подземное пространство. Для этого на большой глубине сделают бетонный тоннель наподобие тех, что используются в метро. Он способствует поглощению электромагнитных излучений. На освободившихся землях планируется построить офисы, три физкультурно-оздоровительных комплекса, два культурных объекта, школы. Гаражи на 10 тысяч машино-мест, которые сейчас находятся под ЛЭП, предлагается перенести ближе к МКАД, и дополнительно к ним будет построено подземных гаражей-стоянок на 10 тысяч машино-мест. Есть идея проложить и новую развязку, которая пойдет от Полярного проезда до МКАД через Алтуфьевское шоссе.


- Технологии перекладки ЛЭП могут использоваться разные, - поясняет Абрамушкин. - В зависимости от рельефа местности, геологических особенностей, проекта застройки той или иной территории. Провода могут быть пропущены в траншеи, уложены в коллекторы под дороги. Такой вариант предложили, кстати, Москве немецкие проектировщики. Их проект, который носит имя компании "ШтрассенХауз", предполагает сделать многоуровневые эстакады. Поверху пройдет дорога, под ней - провода, а на самом первом уровне - магазины, паркинги, сервисные центры. Очень удобен для этого район МКАД, где можно делать участки-ответвления, полудублеры кольцевой автодороги. По ним хорошо объезжать наиболее загруженные участки. Идея, которую немцы предложили во время недавнего визита Юрия Лужкова в Берлин, очень понравилась мэру. А, например, в Лосином острове, хорошо знакомом москвичам природном заповеднике, сейчас также многократно перерезанном ЛЭП, на территории более чем в тысячу гектаров можно насадить новых деревьев.


То, что дело это нужное и полезное, никто не спорит. Вопрос за финансированием. Та же Ирина Рабер, которая предлагает свой округ в качестве полигона для опробования проекта, не скрывает, что потребуются колоссальные затраты. "Это задача общая, и на ее решение должен работать и городской бюджет, и деньги частных инвесторов", - говорит префект. Какая им от этого польза? Девелоперы получат землю под строительство.


До конца этого года среднесрочная программа по переносу ЛЭП должна быть разработана и передана на обсуждение в правительство Москвы и гордуму. После ее утверждения, пояснили в управлении перспективных застроек, начнется детальное изучение всех территорий под лэп. Будут строиться детальные планы их перекладки, которые еще нужно будет увязать с генпланом Москвы, перспективным планом развития города до 2025 года и планами застроек префектур. Понятно, что рассчитана эта работа не на один год. Но в том, что ее выполнение вполне реально, в управлении перспективных застроек не сомневаются. Как ни крути, Москве нужны новые территории для развития.


Российская газета