Молниезащита
Новости
Пресс-центр / Новости / Немцы отдали самое дорогое
207208

Немцы отдали самое дорогое

Немцы отдали самое дорогое

В конце прошлого месяца компании Siemens и «Силовые машины» (СМ) заключили лицензионное соглашение на производство, продажу и сервисное обслуживание газовых турбин SGT5–4000F мощностью 292 МВт и электрическим КПД 39,8%. Машин такого класса в России никогда еще не делали и не использовали в энергетике. У нас работает несколько парогазовых установок (ПГУ) на основе намного менее эффективных газовых турбин с КПД около 35%. Пока самый современный в России парогазовый энергоблок с общим КПД около 58% возводится на московской ТЭЦ-26 на силовом оборудовании компании Alstom. На базе же турбин Siemens SGT5–4000F можно будет строить ПГУ с эффективностью уже 60% и мощностью свыше 800 мВт — то есть самые современные и мощные из реализованных сегодня в мировой энергетике.


«Силовые машины» пытались вырвать у Siemens лицензионное соглашение на SGT5–4000F почти три года. Сначала немцы просто не хотели упускать из своих рук выпуск, а уж тем более сервисное обслуживание этой чрезвычайно востребованной, а потому весьма коммерчески успешной на рынке турбины. Первые установки (тогда они назывались V94.3A, имели мощность 265 МВт и КПД около 38%) были проданы еще в 1996 году. В то время газотурбинных установок с подобными характеристиками на мировом рынке еще не было, и V94.3A стали очень неплохо продаваться. За десять с лишним лет Siemens продала 120 газовых турбин этой серии, еще 47 компания должна собрать в ближайшие годы. Должна, но неизвестно, соберет ли в срок, и еще более непонятно, что она будет делать с новыми, все более растущими объемами заказов.


Своевременный выпуск заказанных машин (и не только газовых турбин, но и вообще всякого другого оборудования для электростанций, и не только компанией Siemens) уже стоит под вопросом из-за стремительного роста спроса на продукцию энергомашиностроения в последние два года. Европа хочет построить примерно 300 ГВт мощностей к 2025 году, и, из-за невнятной политики Евросоюза по отношению к росту атомной энергетики и отрицательного отношения «зеленых» к углю, она вступает в газовую паузу. Россия собирается ввести по принятой недавно генсхеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года еще от 120 до 170 ГВт (и это не считая замены выводов устаревших мощностей), большая часть которых также придется на тепловую и, как в Европе, прежде всего на газовую энергетику. Рост энергетики на Востоке и в Азии, причем не только в Китае и Индии, но и в арабских странах, ориентированных на голубое топливо, уже давно стал притчей во языцех.


Самое же эффективное использование газа — в парогазовых установках, а значит, на рынке нужны прежде всего газовые турбины. Это уже привело к росту цен на них только за последние полтора года в среднем на 40%, а отставания по графику отгрузки готовой продукции — к лавине штрафов, которые начали выплачивать энергомашиностроители за сорванные по срокам контракты. Собственные производственные мощности немецкой энергомашиностроительной компании загружены под завязку, и расширять сбыт за счет продукции, собранной на своих заводах, становится все более затруднительно. Дело дошло до того, что недавно «Мосэнерго» пришлось подписать соглашение с Siemens на несколько десятков миллионов долларов не на поставку турбин, тех же SGT5–4000F, а о резервировании производственных мощностей компании, чтобы хоть как-то гарантировать к 2012–2013 году выпуск турбин, необходимых московским энергетикам для реализации третьего этапа инвестпрограммы.


Так что еще в прошлом году стало окончательно ясно: деться Siemens от соглашения с «Силовыми машинами», имеющими к тому же изрядный опыт и квалификацию для сборки газовых турбин, по сути некуда. Под давлением стремительного роста мирового спроса на продукцию энергомашиностроения немцам пришлось расширить и границы поставок лицензионных SGT5–4000F. Теперь они распространяются не только на СНГ, но и на рынки Балтии, Индии, Пакистана, а также ряда других стран.


Предприятиям «Силовых машин» приходилось иметь дело с производством газовых турбин (ГТ) Siemens и раньше. В 2003 году «Силовые машины» купили у своего контрольного акционера лицензию на производство этой машины и наладили выпуск установок под своей торговой маркой и названием ГТЭ-160 (еще 19 ГТ выпустили под маркой Siemens до покупки лицензии). Лицензия позволяла продавать их только в России и СНГ. В российской версии (долю отечественных деталей и узлов в последних ГТЭ-160 удалось довести до 60%) к началу 2008 года было выпущено 10 турбин V 94.2. С прошлого лета «Силовые машины» после заключения очередного лицензионного соглашения с Siemens начали собирать более мощную и современную ГТЭ-165 на базе последовавшей за V 94.2 модификацией SGT5–2000E (с КПД 35% и мощностью 168 МВт). Хотя по современным меркам V 94.2 и ее младшая сестра SGT5–2000E не очень эффективные газовые турбины, они все же пользуются хорошим спросом на рынке. С 80−х годов прошлого века было выпущено более 200 машин этой популярной серии. Эта надежная машина востребована и сейчас, по крайней мере в России — в производстве находятся еще 20 таких установок.


И вот новое соглашение — на производство теперь уже одной из самых современных в мире турбин SGT5–4000F. Выгодна даже не столько продажа ГТ, хотя и при одной продаже маржа может превышать 20% (стоимость каждой такой турбины свыше 70 млн долларов), сколько их сервисное обслуживание. Это видно на таком примере. По данным РАО ЕЭС (несколько устаревшим из-за серьезного отставания вводов новых блоков от запланированного почившим энергохолдингом графика), до 2010 года на российских электростанциях предполагалось установить 10,8 ГВт газовых турбин. Их общая стоимость должна была составить около 2,7 млрд долларов, а цена сервисного обслуживания превысила бы 3,5 млрд.


Ирик Имамутдинов


Эксперт