Молниезащита
Светотехника
Статьи / Светотехника / Настоящее и будущее дорожного освещения: мнения экспертов

Настоящее и будущее дорожного освещения: мнения экспертов

Настоящее и будущее дорожного освещения: мнения экспертов
Качественное освещение автодорог обеспечивает комфорт и безопасность участников дорожного движения. Чтобы добиться максимальной безопасности, вопросы, связанные с оптимизацией освещения того или иного дорожного участка, начинают решаться еще на стадии проектирования. Исходя из характеристик объекта, специалисты выбирают тип осветительной системы, виды опор (столбов, мачт, тросов) и светильники с подходящими параметрами. Разобраться в тонкостях темы нам помогут ведущие российские эксперты, по роду деятельности связанные с дорожным и магистральным освещением.

Какие материалы используются для изготовления опор освещения? Какими нормами регламентируется их производство и эксплуатация?

Вадим Дадыка, генеральный директор ООО «АтомСвет Энергосервис»:

Сегодня наиболее распространены металлические опоры освещения, но стальные многогранные опоры – самый перспективный вариант в плане экономии материала. Для производства таких столбов используется листовой прокат толщиной 3-4 мм. Конструктивные особенности опоры зависят от ее размера – столбы высотой более 12,5 метров изготавливаются составными. Крепежный кронштейн для светильников выполняется из металла и фиксируется на расчетной высоте болтами. Выбирать тот или иной вид опор нужно в соответствии со СНиП СН 541–82, где прописаны Технические правила по экономному расходованию основных строительных материалов.

Ильнур Курмаев, директор ООО «Торговый дом «ФЕРЕКС» (российский завод-производитель светодиодных светильников «ФЕРЕКС»):

Наша компания специализируется на изготовлении светильников, поэтому я не буду приводить перечень нормативных документов, регламентирующих производство опор освещения. Но могу сказать точно, что для изготовления опор рекомендуется использовать качественную сталь.

Алексей Барулин, руководитель отдела продаж металлопроката и металлоконструкций компании «Сталь-Про»:

Производство опор освещения в нашей компании началось не так давно – первый заказ был получен в июне 2015 года. При его выполнении мы учли все существующие стандарты и требования, которые предъявляются к производству металлических конструкций и дорожных опор, а конкретно:
1. государственные стандарты (ГОСТ Р):
- ГОСТ 23457-86 – Технические средства организации дорожного движения;
- ГОСТ 15150-69 – Машины, приборы и другие технические изделия;
- ГОСТ 16350-80, регламентирующий районные и статистические параметры климатических факторов;
2. строительные нормы и правила (СНиП):
- СНиП II-23-81 (нормы производства опор уличного освещения из стали);
- СНиП 2.03.01-94 (нормы производства опор из бетона и железобетона);
- СНиП 2.05.09-90 и 23-05-95 (производство элементов устройства дорожного движения);
- СНиП 2.01.07-85 (регламентирует нагрузки и воздействия);
3. ведомственные нормы, касающиеся электрической нагрузки: ПЭУ, ВСН-141-90, РД 34.21.122-87, ЦЭ-158.

Что касается материалов, то для изготовления опор наружного освещения используется металл (чугун, алюминий, сталь с цинковым покрытием), железобетон, композиты, дерево. Наша компания отдает предпочтение оцинкованной стали как оптимальному материалу для производства опор. Стальные изделия долгое время сохраняют форму, а цинковое покрытие отлично противостоит коррозии, обладает термо- и гидроустойчивостью, хорошо сопротивляется внешним нагрузкам (кинетическим, динамическим, электростатическим). Преимущества стали особенно видны в сравнении с другими материалами. В отличие от железобетонных столбов оцинкованные металлические опоры не разрушаются от механических повреждений и не подвергаются ветровой коррозии. Если сравнивать композитные материалы и сталь, то они имеют сопоставимые сроки эксплуатации, но металл стоит намного дешевле. С учетом стоимости обслуживания и ремонта выгода оцинкованной стали не подлежит сомнению – поддерживать металл в рабочем состоянии в течение 25 лет и более можно практически без вложений. Кроме того, при необходимости ремонта или демонтажа металлических опор потребуются гораздо меньшие расходы, чем в случае с опорами из других материалов.

Дмитрий Ходырев, начальник отдела технического продвижения ООО «БЛ ТРЕЙД», холдинг BL GROUP:

Наша компания специализируется на производстве металлических (стальных) опор освещения. Перечислять нормы и требования к производственному процессу не стану – их слишком много. Хочу подробно остановиться на сути этих норм. Все стандарты и требования направлены на обеспечение безопасности, на достижение максимально возможного функционального соответствия опор условиям эксплуатации, на экономическую эффективность изделий.

Приведу пример. На опору воздействует масса установленный кабелей СИП и другого оборудования. Также опора подвергается ветровой нагрузке (причем в каждом российском регионе преобладают определенные типы ветров, отраженные в классификации ветровых районов). Следующий момент – почва: при монтаже опоры нужно обязательно учитывать тип грунта, в который она устанавливается. И наконец, каждая опора со временем изнашивается, поэтому ее поверхность нужно дополнительно защитить. Все перечисленные факторы (вес оборудования, ветер, почва, время) оказывают одновременное воздействие, но ни один из них не должен привести к повреждению, разрушению, наклону и падению опоры. То есть при производстве опор необходимо руководствоваться именно теми нормами и стандартами, которые помогут нивелировать воздействие каждого нагрузочного фактора.

Андрей Анисимов, исполнительный директор компании «Абакус Инжиниринг»:

При производстве мачт и опор освещения специалисты нашей компании опираются на нормы и требования из обширного списка документов, который можно условно разбить на несколько групп:
1. нормы проектирования и конструирования:
- СНиП 2.09.03 «Сооружения промышленных предприятий»;
- СНиП II-23-81 «Стальные конструкции» СП 16.13330.2011 (актуализированная редакция);
2. определение расчетных нагрузок:
- СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия» СП 20.13330.2011 (актуализированная версия) с изменениями 1 от 18.10.2011;
- СНиП II-7-81 (2000) «Строительство в сейсмических районах»;
- СНиП 23-01-99 «Строительная климатология»;
3. требования, касающиеся электрической части:
- ПУЭ, издание 7;
4. нормы безопасности:
- ПОТ РМ-0122000 «Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте».

Это лишь малая часть нормативной базы. На деле при изготовлении опор наружного освещения приходится принимать во внимание гораздо большее количество документов. К тому же конструкторы «Абакус Инжиниринг» руководствуются не только российскими требованиями, но и учитывают европейский опыт.

В нашей компании основными материалами для производства опор являются трубы из конструкционных сталей Ст3, Ст20 и листовой прокат. Если осветительные мачты предполагается эксплуатировать в условиях низких температурных режимов, или расчеты требуют от конструкции повышенной прочности, все силовые элементы изготавливаются из низколегированной конструкционной стали марки 09Г2С. При необходимости отдельные компоненты опор выполняются из полимерных и композитных материалов.
Во время разработки любого проекта наши специалисты нацелены на достижение главной задачи – на оптимизацию баланса конструкции. Для этого необходимо точно рассчитать соотношение массы, гибкости и жесткости опоры и добиться полного соответствия изделия требуемому климатическому и эксплуатационному исполнению.

Олег Иванов, ведущий инженер-конструктор ООО «ПКФ «Промснабресурс»:

Сегодня не существует единого документа, подробно регламентирующего процессы производства опор для наружного освещения. Свод правил «СП 16.13330.2011. Стальные конструкции» содержит общие требования к изготовлению данного вида светотехнического оборудования, а специализированные стандарты приходится искать в узкопрофильных документах. Стоит отметить, что современные заводы руководствуются не только общей нормативной базой, но и внедряют собственные ТУ, которые разрабатываются на основе и научных данных, и практического опыта. Таким образом, трубчатые и граненые опоры и мачты освещения изготавливаются в соответствии с требованиями, оптимальными для каждого конкретного проекта.

Какие принципы лежат в основе подготовительных работ и непосредственного монтажа опор и мачт освещения?

Алексей Барулин:

Сразу отмечу, что все проектные и монтажные работы начинаются после подготовки геоподосновы (генерального топографического плана участка). Затем проводится геодезическая разбивка, то есть запланированные точки расстановки опор отмечаются непосредственно на местности. Далее в этих точках отрываются котлованы, куда устанавливаются закладные под опоры или сами опоры. Если того требуют проектные расчеты, опоры закрепляются методом бетонирования.

Андрей Анисимов:

Отправной точкой для всех видов строительно-монтажных работ является разработка и согласование проектной документации. Далее весь процесс будет зависеть от наличия у поставщиков необходимых материалов и от готовности подрядчика к реализации проекта.

Не буду заострять внимание на технических моментах монтажа, скажу о главных слагаемых успешной реализации проекта. Это качественные работы, выполненные в полном соответствии с проектной документацией и точно в срок. Чтобы эти принципы воплощались в действительность, специалисты компании «Абакус Инжиниринг» осуществляют шеф-монтаж и авторский надзор на каждом этапе ведения проекта.

Ильнур Курмаев:

О непосредственном монтаже осветительных опор лучше спросить у специалистов, компетентных в данном виде строительства. Я же могу дать исчерпывающую информацию, касающуюся установки осветительных приборов. Компания «ФЕРЕКС» выпускает уличные светодиодные светильники, которые максимально просто крепятся к штатным консолям стандартных опор. Тем не менее, во время реализации проектов по модернизации систем уличного освещения в Дагестане, Сургуте и Татарстане, мы столкнулись с трудностями – в этих республиках установлены опоры с конфигурациями, отличными от принятых стандартов. Проблема была решена с помощью специального кронштейна, разработанного нашими инженерами. Новый крепеж позволяет устанавливать светильники FSL и ДКУ на трубы различного диаметра (40–60 мм) и наклонять их под углом до 90°.

Хочу отойти от вопроса монтажа и сказать несколько слов о преимуществах светодиодных светильников «ФЕРЕКС». Во-первых, LED-светильники требуют минимальных затрат на обслуживание, что обеспечивает значительную экономию средств (особенно в масштабах федеральных трасс). Во-вторых, светильники рассчитаны на 50 000 часов эксплуатации без замены источников света. В-третьих, наша светотехника выдерживает резкие перепады напряжения и бесперебойно работает в самых суровых климатических условиях.

Вадим Дадыка:

Перед монтажом осветительных опор необходимо разработать проект освещения и получить разрешительные документы на прокладку кабелей. Следующий этап – подготовка кабельных траншей (в случае, если электроснабжение подводится не по воздуху). Непосредственный монтаж осветительных опор может выполняться ручным или машинным способом (с использованием маломощных подъемных механизмов). Установка различных видов опор имеет свои нюансы. Фланцевые опоры монтируются на железобетонный фундамент посредством фланцевого крепежа, прямостоечные устанавливаются в пробуренные отверстия и заливаются бетоном.

Какие нормируемые величины являются наиболее важными для дорожного освещения?

Алексей Барулин:

В России параметры освещения регламентируются СНиП 23-05-95 и СНиП 23-05-2010. В этих документах приводятся основные нормируемые величины уличного и магистрального освещения – видимость, пороговый контраст, яркость, освещенность.

В первую очередь светотехническая эффективность дорожного освещения оценивается по таким параметрам, как видимость и пороговый контраст. Они отражают визуальное различие между объектом и фоном. Яркость характеризует интенсивность свечения дорожного покрытия. Для каждой категории дорог установлены собственные показатели яркости. Освещенность – это количество светового потока, падающего на освещаемую поверхность. Яркость и освещенность – взаимосвязанные величины. Но яркость, в отличие от освещенности, зависит от пространственного положения человека и от отражающих свойств дорожного покрытия по линии зрения.

Помимо перечисленных величин, при проведении проектных расчетов учитывается показатель ослепленности и неравномерность яркости дорожного покрытия.

Андрей Толстиков, директор по развитию компании «Промэнергосвет»:

Основные нормируемые величины дорожного освещения – это средняя яркость дорожного полотна и равномерность ее распределения по ширине проезжей части. Показатель яркости зависит от категории дороги и регламентируется СНиП 23-05-95.

Ильнур Курмаев:

Проектные расчеты дорожного освещения выполняются по СНиП 23-05-95. Среди главных нормируемых величин, указанных в документе, можно выделить среднюю яркость и среднюю освещенность дороги. Для разных категорий автодорог (А, Б, В) установлены собственные значения этих параметров. Также величины зависят от интенсивности движения транспортного потока.

Альберт Садреев, руководитель департамента дорожного освещения (компания LEDEL):

К наиболее важным нормируемым величинам дорожного освещения относится яркость, освещенность и равномерность их распределения. Освещение прямых участков дорог характеризуется такими параметрами, как средняя яркость дорожного полотна, общая и продольная равномерность распределения яркости, слепящее действие. При организации освещения дорожных участков с поворотами, эстакадами, развилками и дорог в заполярье учитываются такие величины, как средняя горизонтальная освещенность покрытия, равномерность распределения освещенности и слепящее действие.

Андрей Анисимов:

При расчетах освещения автодорог учитывается несколько нормируемых величин:
- яркость и освещенность;
- равномерность распределения яркости (общая и продольная);
- расстояние между опорами, мачтами освещения и защитными элементами дороги;
- слепящее действие.

Дмитрий Ходырев:

Яркость дорожного полотна по направлению взгляда водителя – главная нормируемая величина для дорожного освещения. Для подобных объектов показатель освещенности не столь важен, так как прямая дорога предполагает упорядоченное движение (то есть, водитель не может ехать по встречной полосе или в поперечном направлении). Как пример можно привести заведомо неправдоподобную ситуацию – дорожное полотно очень хорошо освещается, но все световые лучи отражаются в направлении хода автомобиля. В этом случае перед человеком будет расстилаться кромешная тьма. Это объясняется просто – мы воспринимаем лишь те объекты, которые направили отраженный свет в наши глаза. И яркость – это параметр, характеризующий количество света, отраженного в сторону водителя. Нормы яркости рассчитываются на основе средней геометрии положения глаз человека в машине.

Стоит отметить, что при проектировании освещения других объектов, к примеру, офисных помещений, показатель яркости не столь важен. Это связано с тем, что здесь используется отделка из диффузных (светорассеивающих) материалов, а человек может принимать различные пространственные положения. Поэтому в офисах во внимание принимается освещенность, а на дорогах с упорядоченным движением – яркость. Также яркость как основная светотехническая норма используется в фасадном, архитектурном, рекламном освещении.

Но вернемся к автотрассам: здесь помимо яркости нужно учитывать все параметры освещения, описанные в СП52.13330.

Олег Иванов:

Завод ПФК «Промснабресурс» определяет технические параметры освещения дорог, отталкиваясь от конкретного осветительного оборудования и от способов его установки на определенных участках дороги. При разработке проектов мы учитываем среднюю яркость проезжей части, среднюю горизонтальную освещенность на обочинах и пешеходных тротуарах, слепящее действие и равномерность распределения яркости. В качестве нормативной базы мы используем ВСН 25-86, принятые в 2015 году.
Какие уличные и магистральные светильники наиболее эффективны с точки зрения современных требований?

Дмитрий Ходырев:

Оптимальные магистральные светильники – это эргономичные и удобные в обслуживании приборы с хорошей защитой от внешних факторов, с минимальным световым загрязнением, с такими кривыми светораспределения, которые подобраны под конкретный объект и обеспечивают максимальный КПД осветительной установки.

Я намеренно не принимаю ни одну из сторон активно навязываемой борьбы между натриевыми и светодиодными магистральными светильниками. По моему мнению, этой борьбы не существует. Есть просто свобода выбора.

Алексей Барулин:

Самыми эффективными для автодорог и развязок являются натриевые светильники ЖКУ, излучающие характерный желтый свет. Вблизи железных дорог лучше использовать галогенное освещение, которое дает больше яркости. Светодиодные светильники пока еще относятся к новым видам освещения. Теме не менее, они имеют ряд весомых преимуществ перед другими видами осветительных приборов. Например, экономичное использование энергии – LED-светильник с резонансным источником питания и натриевая газоразрядная лампа имеют сопоставимые показатели световой отдачи (120 лм/Вт). Среди других достоинств светодиодных осветительных приборов могу выделить высокую надежность, устойчивость к вибрации и механическим повреждениям.

Ильнур Курмаев:

Наиболее энергоэффективные источники света – это светодиоды. При использовании в светотехническом оборудовании они преобразуют энергию электрического тока непосредственно в световое излучение. Для сравнения в лампах накаливания 95% потребленной энергии выделяется в виде тепла и лишь 5% преобразуется в свет. Таким образом, по своей эффективности LED-светильники намного превосходят аналоги с лампами ДРЛ и ДНаТ. Приведу пример: наш светильник ДКУ мощностью 130 Вт дает световой поток в 16 000 лм, и при этом его энергопотребление в 3,5 раза ниже, чем у классического светильника РКУ с лампами ДРЛ400. При замене всего лишь 50 традиционных светильников на энергосберегающие годовая экономия составит около 250 000 рублей (при 12-часовом режиме работы и тарифе 3,35 рублей за кВт/ч).

Помимо снижения затрат на оплату электроэнергии применение светодиодного освещения позволяет высвободить дополнительные электрические мощности.

Вадим Дадыка:

Сегодня в дорожном освещении наиболее часто применяются светильники с натриевыми лампами. Однако, лампы ДНаТ не самый оптимальный вариант и с точки зрения экономии электроэнергии, и в плане качества освещения (оранжевый цвет ламп искажает цветопередачу). В последнее время на городских улицах и скоростных магистралях все чаще встречаются светодиодные светильники. Такая тенденция – не случайность: светодиодные осветительные приборы характеризуются самым экономичным энергопотреблением – показатель светоотдачи составляет более 100 лм/Вт. Кроме того, цветовой спектр их излучения максимально приближен к естественному свету.

Сегодня многие крупные производители светодиодной светотехники имеют опыт по реализации проектов дорожного LED-освещения. К примеру, в 2014–2015 гг. компания «АтомСвет Энергосервис» реализовала проект по освещению федеральной трассы М-55 «Иркутск – Улан-Удэ – Чита». В общей сложности для организации дорожной осветительной системы понадобилось 523 светильника AtomSvet Plant 03-100-140 мощностью 140 Вт со световым потоком в 13 600 лм. Эти светильники обеспечивают не только качественное наружное освещение и экономичное потребление энергии, но и обладают отличными эксплуатационными характеристиками. Например, светильники серии Plant имеют высокую степень пыле- и влагозащиты (IP67) – при таком показателе срок эксплуатации приборов наружного освещения значительно увеличивается. Кроме того, наши светильники имеют легкий вес (6,4 кг) и оказывают на опоры гораздо меньшую нагрузку, чем осветительное оборудование других производителей.
Уличные LED-светильники торговой марки «АтомСвет» могут интегрироваться с АСУНО (автоматизированными системами управления наружным освещением). В частности, с АСУНО «Кулон» (разработчик «Сандракс»), которые наиболее часто применяются в системах освещения отечественных дорог. Дополнительную экономию электроэнергии дает сочетание автоматизированных систем управления и светодиодных светильников с функцией диммирования (изменения яркости светового потока). В настоящий момент компания «АтомСвет Энергосервис» работает над реализацией именно такого проекта для ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» – новая система дорожного освещения будет оснащена диммируемыми светильниками под управлением автоматизированной системы «Кулон-Д».

Андрей Анисимов:

Самые эффективные приборы для освещения автомобильных магистралей – это светодиодные светильники, а также светильники с газоразрядными лампами и ЭПРА (электронным пускорегулирующим аппаратом). Оба вида светотехники оптимизируют энергопотребление и позволяют регулировать интенсивность освещения.

Среди главных критериев выбора оборудования для дорожного освещения можно выделить степень загрязнения окружающей среды «паразитным» светом (Light pollution). Чтобы уменьшить уровень светового загрязнения, для освещения дорог следует использовать светильники с плоским стеклом.

Олег Иванов:

Специалисты ПФК «Промснабресурс» придерживаются мнения, что светодиодные светильники – самый прогрессивный тип светотехники на сегодняшний день. К наиболее весомым преимуществам данных приборов относится низкое потребление энергии и долговечность. Однако из-за высокой стоимости и, как следствие, длительного срока возврата инвестиций, качественные LED-светильники далеки от массового использования – многие потребители покупают дешевые аналоги и разочаровываются, а репутация светодиодного сегмента рынка снижается. Но мы верим, что класс LED-светильников ожидают большие перспективы.

Андрей Толстиков:

Несомненно, светодиодные светильники соответствуют самым современным требованиям к освещению автодорог. Причем среди главных достоинств осветительных LED-приборов можно выделить не только энергоэффективность (экономичное потребление энергии, низкие затраты на обслуживание и высвобождение мощностей), но и качественное освещение, снижающее уровень аварийности и повышающее безопасность дорожного движения. В сравнении с традиционными светильниками с лампами ЛРЛ и ДНаТ светодиодная светотехника дает белый свет, который хорошо воспринимается глазом и улучшает дорожную видимость. Кроме того, LED-светильники обладают качественной цветопередачей и не меняют естественные цвета объектов.

Альберт Садреев:

Основными дорожными светильниками являются приборы с лампами ДНаТ. Натриевые ламы эффективны, но обладают рядом недостатков. Главный из них – низкая цветопередача (около 25 Ra). Показатель эталонной цветопередачи составляет 100 Ra (солнечный свет) и приближаются к этому эталону лишь светодиодные светильники, у которых индекс цветопередачи находится на уровне 75–80 Ra, а это в 3 раза выше, чем у осветительных приборов с натриевыми и люминесцентными лампами.
Второй недостаток – при минусовых температурах (от -25°C и ниже) натриевые лампы разгораются с задержкой, а это увеличивает энергопотребление светильников. Для сравнения светодиодные светильники включаются мгновенно при любых температурных режимах, что особенно актуально для климатических условий нашей страны.

Еще один негативный момент – это неравномерная КСС (диаграмма распределения света) светильников с лампами ДНаТ. В итоге приборы освещают «лишнюю» территорию. Светодиодные светильники с широкой КСС распределяют освещенность более равномерно. Их световое пятно падает не только под опоры, но и захватывает пространство между ними.

Какие факторы препятствуют масштабному внедрению современных технологий и систем освещения на объекты российской транспортной инфраструктуры?

Дмитрий Ходырев:

Препятствий много. В первую очередь в России практически полностью отсутствует нормативное регулирование. Кроме того, за применение некачественного освещения никто не несет ответственности. Представьте, что вы купили на рынке некачественный продукт и отравились, но недобросовестный продавец остался безнаказанным. На такой рынок люди просто перестанут ходить. Только в случае с продуктами человек рискует своим здоровьем, а те, кто при установке дорожной осветительной системы пытается сэкономить за счет дешевого некачественного оборудования, рискует жизнями тысяч людей. Пока государство не разработает действенный механизм очищения светотехнического рынка и не введет ответственность за недостоверность, масштабное внедрение современных энергосберегающих технологий вряд ли начнется.

Вадим Дадыка:

Я выделю два основных фактора, которые препятствуют массовой модернизации дорожного освещения в нашей стране. Это инертность проектировщиков и высокая стоимость светодиодного осветительного оборудования. И последний фактор имеет ключевое значение, особенно в условиях экономического кризиса.

Алексей Барулин:

К основным проблемам модернизации освещения я отнесу недостаточное финансирование и российские климатические условия, которые в значительной степени препятствуют внедрению новых технологий. Например, альтернативные источники энергии в виде солнечных батарей являются весьма дорогостоящими конструкциями и плохо работают в нашем климате. Кое-где можно встретить осветительные системы, запитанные от ветрогенераторов, установленных на опору и подающих энергию к светильнику. Несколько перекрестков, оснащенных одновременно и ветровым генератором, и солнечной панелью, я видел в Чеховском районе Московской области. Но дальше этих «инноваций» дело не идет. Кстати, еще одним препятствием для внедрения энергосберегающих технологий является время – срок окупаемости проектов может составлять более 15 лет.

Андрей Анисимов:

Главный фактор, препятствующий широкому распространению высокотехнологичных систем освещения в нашей стране, – это высокая стоимость энергоэффективной светотехники. Хотя в цену современного осветительного оборудования (говорю об ответственных производителях) уже заложено высокое качество и надежность, экономичное энергопотребление и низкая стоимость обслуживания, не все заказчики готовы инвестировать новые технологии и несколько лет ждать возврата вложений.

В итоге, производители вынуждены искать нетривиальные решения для внедрения современных технологий в дорожное освещение. В сентябре 2015 года компания «Абакус Инжиниринг» открыла собственное производство осветительных опор в Ленинградской области, что позволило снизить стоимость и сократить сроки поставки продукции. Сейчас мы активно работаем над обновлением продуктовой линейки. В частности, наши инженеры разработали новую мобильную корону для мачт освещения и внесли некоторые усовершенствования в складывающиеся у основания опоры. Данные разработки были успешно опробованы на электроэнергетических объектах Петербурга, Самары и Краснодара. Надеемся, что локализация производства и сниженная стоимость продукции повысят спрос на высокотехнологичные осветительные системы для объектов транспортной инфраструктуры.

Олег Иванов:

По мнению специалистов ПКФ «Промснабресурс», главный враг модернизации и качественного улучшения российской транспортной инфраструктуры в части освещения – отсутствие единой нормативной базы по производству и применению трубчатых и граненых осветительных опор. Пока нет этого документа, рынок будет переполнен номенклатурными позициями со схожими техническими характеристиками. Это затрудняет выбор подходящего оборудования как на этапе разработки, так и на стадии непосредственной реализации проектов дорожного освещения.

Еще один тормозящий фактор – это ретроградство многих проектировщиков. Как показывает наш опыт, подавляющее число проектов – это практически полные копии типовых решений советского периода. Конечно, подобные проекты надежны и проверены временем, но они выполнены без учета современных достижений светотехнической отрасли. В итоге внедрение новых технологий затягивается, качество проводимых дорожных работ ухудшается, а бюджетные расходы только увеличиваются.

Ильнур Курмаев:

Еще несколько лет назад светодиодное осветительное оборудование являлось новинкой, стоило гораздо дороже традиционной светотехники, внедрялось точечно и с большой осторожностью. Однако сегодня мы наблюдаем совершенно другую ситуацию. Программы энергосбережения внедряются на государственном уровне – правительство меняет требования к энергоэффективности источников света и вводит запрет на использование устаревших ламп. Многие представители бизнеса уже оценили преимущества светодиодных осветительных систем – экономию электричества, снижение затрат на обслуживание, высокое качество освещения, обычную утилизацию. Кроме того, наши LED-светильники по качеству и надежности ни в чем не уступают зарубежным аналогам, зато имеют более доступную цену.

Альберт Садреев:

Нет худшего препятствия для внедрения новых технологий, в том числе в области освещения, чем консерватизм в принятии решений. Даже глядя на светодиодные светильники со знаком качества ГОСТ и 6-летним испытательным сроком в условиях отечественных трасс, многие руководители не спешат отказываться от привычных осветительных приборов. Главной отговоркой консерваторов является более высокая стоимость инновационной светотехники, а ее большой рабочий ресурс оставляется без внимания.

Также причиной отказа от модернизации может стать элементарная нехватка финансирования. Такие случаи нередки, если в проект дороги были заложены неверные параметры или неактуальные цены. Освещение чаще всего финансируется по остаточному принципу. Такой подход в корне неверен, ведь дороги относятся к наиболее сложным сферам освещения и требуют детальной проработки осветительных конструкций, оптики и других нюансов. Кроме того, безопасность всех участников дорожного движения во многом зависит именно от качества освещения.
Но не все так плохо – сегодня Россия входит в число лидеров по оборудованию трасс светодиодными осветительными системами.

«Видеть и быть увиденным» – один из основных принципов дорожной безопасности. Какой вклад в реализацию этого принципа вносит ваша компания?

Андрей Анисимов:

Компания «Абакус Инжиниринг» выполняет все нормативные требования при проектировании осветительных систем, использует качественные источники света и строго контролирует все этапы реализуемых проектов. Наша продукция подвергается обязательному тестированию и проходит проверку качества, а при разработке новых изделий мы соблюдаем действующие стандарты и учитываем положительный опыт европейских стран. Благодаря такому подходу мы можем гарантировать надежность и безопасность светотехнического оборудования.

Дмитрий Ходырев:

Как производители светильников и опор мы прикладываем максимум усилий для решения главной задачи – создать надежный и безопасный продукт с адекватной ценой. Мы вкладываем качественные и эффективные инструменты в руки проектировщиков, архитекторов и других специалистов, обновляющих инфраструктуру нашей среды обитания.

Альберт Садреев:

Как реалисты мы понимаем – светильника, идеально вписывающегося в любой проект освещения, нет и не может быть. Но отдел разработок и светотехническая лаборатория компании LEDEL – те места, где создаются светильники, идеальные для того или иного участка трассы. Наши приборы наружного освещения имеют повышенный уровень цветопередачи, увеличивают контрастность и дистанцию визуального восприятия дорожных объектов. Например, под светом натриевой лампы даже ярко-красная куртка пешехода станет коричнево-серой и сольется с окружающей средой. Светодиодные светильники полностью решают эту проблему и существенно повышают безопасность дорожного движения.

Олег Иванов:

Продукция ПКФ «Промснабресурс» говорит сама за себя: наше светотехническое оборудование встречается на многих объектах российской дорожно-транспортной инфраструктуры. Мы используем лучшие материалы и технологии и практикуем ответственный подход к любому рабочему процессу.

Ильнур Курмаев:

Качественное дорожное освещение – залог безопасности дорожного движения. Наши светодиодные светильники обеспечивают равномерное освещение дорожных участков любой сложности, отличаются высоким индексом цветопередачи и не имеют стробоскопического эффекта (коэффициент пульсации не превышает 1%). Благодаря таким характеристикам, светильники «ФЕРЕКС» обеспечивают качественное освещение дорог и способствуют снижению числа аварий. Приведу пример: около года назад дорожно-транспортные сети города Менделеевск были модернизированы при помощи светильников ДКУ. Проанализировав показатели дорожного травматизма, городская администрация пришла к выводу, что благодаря улучшению освещенности дорог количество ДТП снизилось в разы, в том числе на пешеходных переходах. Я уверен, светодиодное освещение способно внести существенный вклад в повышение комфорта и уровня безопасности российских дорог.

Вадим Дадыка:

Цель компании «АтомСвет Энергосервис» – развитие сегмента наружного освещения за счет повсеместного внедрения LED-технологий. Использование светодиодных светильников улучшает видимость на дорогах, снижает зрительную утомляемость водителей и, как следствие, сокращает число аварийных ситуаций.

Благодарим экспертов за подробные и яркие ответы, наполненные энергетикой перспектив и возможностей. Несмотря на некоторые расхождения во мнениях, специалисты сходятся в главном – в необходимости обеспечить российским дорогам комфортное и безопасное будущее.



Другие статьи:

Как читать маркировку на светильнике. Маркировка светильников.
Cветильники влагозащищенные встраиваемые
Особенности и преимущества консольных LED-светильников в организации уличного освещения