Молниезащита
Справочник по кабелю и проводу
Статьи / Справочник по кабелю и проводу

 

3.3. ШИНОПРОВОДЫ МАГИСТРАЛЬНЫЕ И СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ

Шинопроводы представляют собой жесткий, составленный из комплектных секций токопроводна напряжение до 1000 В. Длины секций унифицированы и кратны 770 мм.

Магистральные шинопроводы марки ШМА собраны из прямоугольных алюминиевых шин, изолированных друг от друга, расположенных вертикально и зажатых между специальными изоляторами внутри перфорированного корпуса. Число шин - 3, 4 или 6 (3 по 2 шины). Предназначены шинопроводы для цеховых четырехпроводных сетей с глухозаземленной нейтралью. Номинальный ток - от 250 до 4000 А.

Распределительные шинопроводы марок ШРА и ШРМ используются для передачи и распределения электроэнергии с возможностью непосредственного присоединения к ним электроприемников в системах с глухозаземленной нейтралью при напряжениии 380/ 220 В.

Номинальные токи шинопроводов марки ШРА находятся в пределах 250...630 А.

ШРМ - шинопровод с медными шинами. Номинальные токи шинопроводов марки ШРМ находятся в пределах 100...250 А.

В таблице 3.1 приведены основные техничесике данные некоторых магистральных и радиальных шинопроводов переменного тока.

 

Таблица 3.1. Технические данные шинопроводов

 

Тип шинопроводов Iн, А Uн, В Rн на фазу, Ом/км Lн на фазу, Ом/км Zн на фазу, Ом/км Потеря напряжения 100 м, В
при cos x = 0,8
Ударный ток, кА
ШЗМ 16 1600 380/220 0,018 0,012 0,022 - 70
ШМА 73 1600 660 0,031 0,017 0,036 9,7 70
ШМА 68Н 2500 660 0,027 0,023 0,035 15,4 70
4000 660 0,013 0,020 0,024 16,4 100
ШРА 73 250 380/220 0,20 0,10 0,24 9,5 -
ШРА 74 400 380/220 0,15 0,13 0,20 - -
630 380/220 0,14 0,10 0,17 - -
ШРМ 75 100 380/220 - - - - -
250 380/220 0,75 0,13 0,25 - -
ШРА У 630 380/220 0,085 0,075 0,11 - -
ШТА 75 250 660 - - - - 10
ШТМ 73 100 прибл. 36...380 - - - - 5
ШТА 76 прибл. 24...220

 

Цеховые магистральные электрические сети, выполненные шинопроводами, могут быть открытыми, защищенными и закрытыми.

Открытые шинопроводы выполняют из алюминиевых шин, укрепленных на изоляторах и установленных на высоте не ниже минимальных высот прокладки голых проводов. Их прокладывают обычно по колоннам, фермам или стенам цеха на недоступной для случайного прикосновения высоте.

Защищенные шинопроводы устаривают подобно открытым, ограждая их сеткой или коробами из перфорированных листов стали во избежание случайного прикосновения либо попадания на шины посторонних предметов.

Наибольшее применение получили закрытые шинопроводы, о конструктивном исполнении которых упоминалось выше.

Шинопроводы состоят из набора типовых элементов (рис. 3.1):

1) прямых секций, предназначенных для выполнения прямых участковцеховой сети;
2) угловых секций, служащих для изменения направления шинопровода - выполнения поворотов сети под прямым углом;
3) вводных коробок для присоединения к источникам питания;
4) ответвительных коробок для присоединения к шинопроводу электроприемников;
5) коробок с указателями напряжения;
6) конструкций для крепления шинопровода.

 

заглушка магистрального шинопровода

 

Рис. 6.1. Прямая (а), угловая (б) секции и торцевая заглушка (в) магистрального шинопровода.

 

Электроприемники присоединяются к шинопроводу при помощи ответвительных коробок со штепсельными контактами без снятия напряжения с шинопровода. При этом ответвительные коробки устанавливают только на прямых участках шинопровода. Для этой цели в боковых стенках короба шинопровода выполняют окна, которые закрывают заглушками. Шины в этом месте армируют медными накладками.

В коробке устанавливают автоматические выключатели, либо предохранители. Предохранители имеют втычные контакты, отключающиеся при открытии крышки коробки, к которой прикреплены предохранители.

В комплект магистрального шинопровода входят следующие элементы: прямые секции; секции с компенсатором, служащие для компенсации удлинений шинопровода; угловые и гибкие секции; секции с рубильниками - для секционирования шинопроводов; ответвительные секции; присоединительные секции - для присоединения к комплектной трансформаторной подстанции.

Шинопроводы крепят к стенам, фермам и иным опорам с помощью кронштейнов или подвешивают на тросах. Шинопроводы устанавливают также на типовых стойках.

Магистральные схемы, выполненные шинопроводом, делают по системе 'блок трансформатор - магистраль с защитным автоматическим выключателем'. К питающему шинопроводу подключают распределительные шинопроводы, к которым непосредственно подключаются электроприемники.

На рис 3.1 изображены некоторые элементы магистрального шинопровода.