Молниезащита
Электропривод
Статьи / Электропривод / Неисправности обмоток электродвигателей и электрических машин

Неисправности обмоток электродвигателей и электрических машин

Основные неисправности обмоток электрических машин, которые встречаются в ремонтной практике, следующие: понижение сопротивления изоляции; пробой изоляции на корпус, между витками и между фазами; распайка соединений проводников; обрыв; механическое разрушение; неправильные соединения секций (катушек) и др.

Сопротивление изоляции на корпус определяется мегомметром. При наличии клеммника, сопротивление измеряют до и после отсоединения выводных концов статора от зажимов. Тем самым проверяют исправность изоляции зажимов. Если мегомметр показывает нулевое сопротивление, то имеет место пробой изоляции на корпус.

Для нахождения места повреждения обмотку разъединяют на отдельные фазы, а каждую фазу — на отдельные участки и мегомметром или на «лампочку» устанавливают поврежденный участок. Для дальнейшего уточнения места заземления можно прибегнуть к прожиганию изоляции значительным током до появления дыма, показывающего место повреждения.

Для суждения о состоянии изоляции двигателя проверяют состояние не только самой обмотки, но и эластичность и тепловой износ подбандажной изоляции.
В двигателях, поступивших для ремонта, но не выдержавших испытаний до разборки и имеющих неудовлетворительное состояние изоляции производят замену (перемотку) обмоток. При этом для двигателей, работающих в условиях высокой температуры и тяжелых режимах, целесообразно взамен изоляции класса А применять теплостойкую изоляцию, в частности кремнийоргани-ческую, а для двигателей, работающих в сырых помещениях, пропитывать обмотку лаком или битумами и покрывать влагостойкой изоляцией.

При ремонте обмоток стремятся улучшить заводские электрические и технические характеристики электрических машин старых конструкций, а также повысить надежность их работы. Для этого применяют новые электроизоляционные материалы, влаго- и теплостойкие лаки, обмоточные провода с тонкой и механически прочной изоляцией и т.д. Большое влияние на качество обмоток оказывает совершенствование технологии их выполнения.

Технологический процесс изготовления новой обмотки при ремонте машин состоит из следующих основных этапов: заготовки пазовой и междуфазной изоляции и изолирования пазов; намотки катушек статоров и укладки их в пазы со сборкой схемы.

При перемотке обмоток электрических машин необходимо точно соблюдать параметры старой обмотки: вид обмотки, класс изоляции, марку и диаметр обмоточного провода, толщину пазовой изоляции, количество проводников в пазу и параллельных проводов в витке, шаг по пазам, среднюю длину витка, соединение фаз и т.д. Эти данные приводятся в соответствующих каталогах и справочниках. При их отсутствии необходимо произвести расчеты и составить схему параметров обмоток.



Другие статьи:

Ремонт контактных колец и щеток электродвигателя
Ремонт коллектора электродвигателя
Ремонт валов электродвигателей и электрических машин