Молниезащита
Электрические машины
Статьи / Электрические машины / Краны. Эксплуатация и техническое обслуживание электрооборудования кранов и грузоподъемных машин
  26.05.11  |  

Краны. Эксплуатация и техническое обслуживание электрооборудования кранов и грузоподъемных машин

Грузоподъемные устройства регистрируют в местных органах Проматомнадзора при Министерстве чрезвычайных ситуаций, который осуществляет контроль за их эксплуатацией. Организация их эксплуатации возлагается на владельца грузоподъемных машин (грузоподъемников) и осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными Проматомнадзором.

На предприятии приказом руководителя назначаются лица, ответственные за правильную эксплуатацию и надлежащее техническое состояние грузоподъемных устройств. Ответственные лица должны быть аттестованы органами Проматомнадзора и иметь соответствующую квалификационную группу.

К персоналу, обслуживающему электрооборудование грузоподъемных машин, относятся электромонтеры, электрослесари, электромеханики и другие лица, производящие ремонт, наладку и испытание электрооборудования, вспомогательных устройств и электропроводки, а также ответственные за их исправное состояние.

Персонал, обслуживающий электрооборудование грузоподъемных машин, применительно к выполняемой работе, обязан изучить ПУЭ, требования Проматомнадзора, местные инструкции и знать устройство и электрическую схему грузоподъемной машины. Указанным лицам в соответствии с полученными знаниями и навыками присваивается квалификационная группа по технике безопасности (не ниже III).

Осмотр и ремонт грузоподъемных машин производятся в сроки, установленные лицом, ответственным за их исправное состояние, и утвержденные администрацией предприятия, но не реже предусмотренных ПТЭ. Одновременно с ремонтом грузоподъемной машины производится ремонт электрооборудования.
Осмотр и плановый ремонт кранов выполняются на местах их постоянной стоянки. Электрооборудование осматривают при отключенном вводном рубильнике и полностью снятом с крана напряжении. Сначала проверяют исправность блокировки люков и дверей, концевых выключателей хода моста крана и тележки, ограничителей грузоподъемности и высоты, блокировочных устройств, сигнализации, ограждения всех доступных для прикосновения токоведущих частей, постоянные средства защиты (коврики, ограждения, плакаты). Проверку выполняют при включенном напряжении.

Блокировку люков и дверей проверяют следующим образом. При включенном напряжении на кране открывают люк или дверь. При этом должно отключиться напряжение на кране. При проверке концевых выключателей хода моста крана приводят в движение мост крана в одну из сторон. При подходе к концу подкрановых путей или соседнему крану лыжи, стоящие на окончании подкрановых путей или соседнем кране, нажимают на конечный выключатель и отключают напряжение на кране. Включить напряжение можно только после установки всех контакторов в нулевое положение. Напряжение включается кнопкой главного контактора. Таким образом, проверяют все конечные выключатели на кране и тележке.

При проверке контроллера следует убеждаться в нормальном включении всех скоростей крана. Проверяется работа тормозов. Мост крана приводят в движение, контроллер устанавливают в нулевое положение и проверяют длину тормозного пути, который должен соответствовать паспортным данным. При слишком длинном тормозном пути трудно осуществлять технологический процесс на производстве, так как при работе невозможно точно останавливать кран в нужном месте. При слишком коротком тормозном пути кран останавливается резко, что приводит к раскачиванию груза и повышенному износу тормозов и других элементов.

При каждом ремонте оборудования, но не реже 1 раза в год проводят проверку наличия цепи между заземляющим устройством и краном, а также замер сопротивления изоляции электропроводки, троллейных проводов и электроаппаратуры. Значение сопротивления изоляции должно быть не менее 0,5 МОм.

В соответствии с Правилами устройства и безопасности обслуживания лифтов должны производиться их ежедневные осмотры; техническое обслуживание (ТО-1) — не реже одного раза в 15 дней; ежемесячное техническое обслуживание (ТО-2) — не реже 1 раза в месяц; полугодовое техническое обслуживание (ТО-3) — проводимое не реже 1 раза в 6 мес.
Ежедневный осмотр может осуществлять лифтер, лифтер-диспетчер или электромеханик. При осмотре проверяется исправность освещения шахты, кабины, этажных площадок, световой и звуковой сигнализаций, автоматических и неавтоматических замков, дверных контактов.

При внутримесячном техническом обслуживании (ТО-1) проводят все работы, предусмотренные ежедневным осмотром: проверяют тормозное устройство; исправность неавтоматических и автоматических замков электрических контактов дверей шахты на всех этажах; осматривают ограждение шахты, освещение и сигнализацию. При проверке тормозного устройства осматривают тормозные колодки, их обкладки и крепление, ход штока и сердечника якоря, крепление катушек тормозного магнита и проводов. При осмотре необходимо подтянуть крепление всех деталей, смазать шарниры, проверить работу тормоза при пробном пуске лифта по этажам в оба направления. Точность останова кабины грузовых лифтов, загружаемых напольным транспортом, а также больничных лифтов должна быть в пределах ±15 мм, всех остальных лифтов — ±50 мм.
При ежемесячном техническом обслуживании (ТО-2) проводят все работы, предусмотренные ТО-1, а также осматривают: панель управления, электродвигатель, концевые выключатели, этажные переключатели, индуктивные датчики, кнопочный аппарат, канатоведущий шкив, канаты, направляющие кабин, подвеску кабины и противовес, купе кабины, натяжные устройства в приямке. При осмотре проверяют соответствие каждого элемента требованиям технической документации и выполняют необходимые измерения и проверки.
При полугодовом техническом обслуживании (ТО-3) проводят все работы, предусмотренные ТО-2, а также осматривают: вводное устройство (главный рубильник), редуктор, ограничитель скорости, ловители, буферные устройства и заземления.

Не реже одного раза в год проводят измерение сопротивления изоляции электродвигателей, аппаратуры и защитного заземления корпусов электрооборудования. Сопротивление изоляции обмоток двигателя в холодном состоянии должно быть не менее 1 МОм, а при температуре +60 °С — 0,5 МОм. Сопротивление изоляции электроаппаратуры и проводки должно быть не менее 0,5 МОм. Сопротивление защитного заземления корпусов электрооборудования должно быть не более 4 Ом.



Другие статьи:

Сварочные установки и генераторы. Техническое обслуживание электросварочных установок и генераторов.
Сварочные агрегаты и генераторы. Техническое обслуживание сварочных агрегатов и генераторов.
Kefid -Большое количество внутренних инвестиций стимулирует быстрому развитию внутренней обрабатывающей промышленности дробильно-сортировочного оборудования